Учебное пособие является вторым изданием авторского сборника хоралов и вокализов, где применены аккордовые средства и гармонические обороты, свойственные эстрадно-джазовому музыкальному искусству. Пособие предназначено для развития и совершенствования ансамблевого пения на уроках сольфеджио в специальных учебных музыкальных заведениях высшего и среднего звена, а также для широкого круга музыкантов.
ОТ АВТОРА:
В последнее время эстрадно-джазовая гармония всё шире и многообразнее входит в музыкальное искусство. В связи с этим возникает необходимость привлечения её выразительных средств к процессу обучения молодых музыкантов эстрадного профиля. В области джазовой музыки проблема оснащения студентов качественными методическими материалами по-прежнему стоит остро (в отличие от обилия произведений концертного репертуара): эта ниша пополняется недостаточно быстро, к тому же в основном за счёт пособий локального значения.
Предлагаемый сборник предназначен в первую очередь для оснащения учебного процесса по курсу сольфеджио многоголосным материалом. Он призван практически ознакомить с элементами джазового гармонического языка студентов целого ряда специализаций (эстрада и джаз, теория музыки, хоровое дирижирование и др.).
Сборник содержит 80 авторских вокальных миниатюр в 3-х и 4-х голосном изложении. Некоторые из них снабжены краткими методическими указаниями, очерчивающими круг исполнительских задач.
Вошедшие в сборник вокальные номера сознательно рассчитаны на переменные певческие составы, что учитывает разную комплектацию студенческих групп, а также преследует цель освоения различных фактурных решений. По этой же причине теноровая партия нередко предполагает исполнение её альтами‚ в определённой степени заменяющими недостающие мужские голоса.
Вокальные миниатюры допускают широкий спектр применения. Возможными видами работы на сольфеджио могут быть: чтение с листа, как по одному, так и в составе ансамбля; пение одного голоса с исполнением остальных на инструменте; интонирование вертикали в виде проработки созвучий и гармонических мотивов и их секвенцирование; слуховой анализ.
Первая часть сборника представлена этюдами-распевками. Они различны по тембровому составу, количеству голосов, певческому диапазону, ритмической сложности и структурным особенностям. Разнообразна также их ладовая основа: диатоническая, хроматическая, блюзовая. Каждый из этюдов ориентирован на преодоление конкретной трудности: на исполнение аккордов` разнообразных по структурным типам, их ритмическое оформление, на полифонизацию вертикальных комплексов. Хоральная фактура этюдов способствует развитию гармонического слуха и навыков ансамблевого пения.
Вторую часть сборника составляют более развёрнутые ансамблевые пьесы-вокализы, каждый из которых обладает характерными чертами: самостоятельной формой, своеобразным фактурным решением и темпом, определенными жанровыми признаками и индивидуальным художественным образом.
СОДЕРЖАНИЕ:
Часть первая. Этюды
- Септаккорды в трёхголосном изложении (№№ 1-6)
- Септаккорды в четырёхголосном изложении (№№ 7-17)
- Септаккорды в открытой позиции (№№ 18-21)
- Септаккорды в закрытой и открытой позиции (№№ 22-25)
- Нонаккорды (№№ 26-36)
- Применение одновысотных септаккордов (№№ 37-40)
- Морская зыбь
- Баллада о путнике
- Смешной воздушный шарик
- Станцуем буги
- Остинато
- Солнечный луч
- Ностальгия
- Час блаженства
- Летние облака
- Твои ласковые руки
- Грустная улыбка
- B ожидании тебя (баллада)
- Беззаботное настроение
- Беседа
- Сталактиты
- Первые шаги
- Бархатный блюз
- Кокетка
- Воспоминание
- Одиночество
- Детские буги
- Романтическое настроение
- Водяная мельница
- Улица спит
- Конная прогулка
- Марш
- Игра с марионеткой
- С высоты птичьего полёта
- Вечерний блюз
- Южная ночь
- Розовые мечты (баллада)
- Прыжок через лужу
- Любимый город
- Воскресное утро
- Все мысли - о тебе (ноктюрн)
- Колыбельная
- B стиле Эванса
- Весеннее сновидение
- Конец зимы
- Госпел