Издание входит в серию «Квартет контрабасов», представляющую уникальный репертуар коллектива контрабасистов-виртуозов из Санкт-Петербурга.
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог (брат пианиста Николая Рубинштейна). Один из величайших пианистов в истории музыки, основоположник профессионального музыкального образования в России (в 1862 году открыл в Петербурге первую русскую консерваторию и стал ее первым директором; одним из учеников Рубинштейна стал П. И. Чайковский).
Мелодия (первая из Двух мелодий для фортепиано, op. 3, сочинение 1852 года) — одна из самых известных пьес А. Рубинштейна. Она любима не только пианистами, но и скрипачами, виолончелистами и исполнителями на других инструментах, поэтому пьеса существует в большом количестве переложений, сольных, ансамблевых и оркестровых. Переложение А. Мирзоева для квартета контрабасов — возможно, наиболее неожиданное и оригинальное.
Авдей Абрамович Мирзоев — композитор, контрабасист, многие годы работавший концертмейстером группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Мирзоев — энтузиаст «эмансипации» контрабаса как солирующего и ансамблевого инструмента. Созданный артистами Заслуженного коллектива России квартет контрабасов стал серьезным академическим ансамблем — во многом благодаря произведениям и переложениям Авдея Мирзоева. Знаток контрабаса, Мирзоев как никто другой умеет заставить этот инструмент говорить на разных музыкальных языках, расширяя его выразительные возможности.
Контрабас — уникальный инструмент. Единственный из струнных современного оркестра, сохранивший в себе черты старинного семейства виол, он обладает низким, густым, сочным тембром. Долгое время контрабас существовал в роли оркестрового инструмента, однако время от времени появлялись уникальные исполнители на контрабасе (в середине XIX века в Европе выступал прославленный Джованни Боттезини, а за пятьдесят лет до того — Доменико Драгонетти, познакомивший Бетховена с выразительными возможностями этого инструмента). Многое изменилось с приходом на музыкальную эстраду Сергея Кусевицкого (1874–1951). Он сделал контрабас всемирно признанным сольным инструментом.
«Кто никогда не слыхал его [Кусевицкого] игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами.»
В. Коломийцев, музыкальный критик
СОДЕРЖАНИЕ:
- А. Рубинштейн. МЕЛОДИЯ (посмотреть ноты)
- А. Мирзоев. ЮМОРЕСКА (посмотреть ноты)