Долгое время в оперном мире существовали целые плеяды певцов, исполнявших только музыку Вагнера, Верди или Моцарта. Кто же они? Заложники своего выбора или мудрецы, которые правильно оценили природу и возможности своего голоса, разумно и эффективно использовав свой талант для совершенного, эталонного исполнения оперных партий? В истории оперы есть примеры, когда выдающиеся певцы исполняли не более 10 заглавных партий, а в репертуаре других было более 100 ролей! Правда, понятия «количество» и «качество» в искусстве всегда очень спорны и противоречивы.
Сегодня выходят вперед универсальные, мобильные певцы - всеядные в выборе и освоении оперного репертуара! Однако не всегда ими движет только здоровое творческое тщеславие. К сожалению, часто здесь присутствует материальный интерес. Не случайно появилось много певцов, которые по природе своего голоса не могут и не должны исполнять ту или иную партию. Так, тенор с голосом Альмавивы поет партию Калафа, а сопрано - прирожденная Джильда - пытается изобразить нам Леонору. Еще хуже ситуация, когда тенор, например, переходит в баритоны... Это уже настоящая подмена, имитация и профанация искусства оперы. Стало весьма условным определение (понятие) лирического и драматического голоса. Не принимается во внимание его природа: тембр, эмиссия, экспрессия и сила голоса. Если певец (певица) справляется с верхними нотами, как-то озвучивает звукоряд, не детонирует, то считается, что он (она) справляется с партией. Такие новоявленные «условности» отрицательно влияют на качество спектакля.
Безусловно и то, что современному певцу, для того чтобы расти и развиваться, необходимо испытывать свой голос на музыке разных стилей и эпох. Постоянно усложняя свой репертуар, приучать голосовой аппарат к большим нагрузкам. Только преодолевая вокальные и технические трудности, певец может двигаться вперед! В процессе работы над партиями голос найдет свою «нишу» а певец поймет и почувствует, какая музыка или партия более органично ложится на его голос. Однако не стоит торопиться осваивать драматический репертуар, чтобы однажды не пожалеть об этом, чтобы петь долго и хорошо!
Не знаю, как следует относиться к такой лихой и противоречивой поговорке, бытующей среди вокалистов: «Невозможно перепеть все партии, но надо к этому стремиться»...
Юрий Марусин
СОДЕРЖАНИЕ:
СТАРИННЫЕ АРИИ
- Дж. Кариссими. Vittoria, vittoria! Кантата (посмотреть ноты)
- А. Страделла. PIETА, SIGNORE... Ария
- А. Скарлатти. CALDO SANGUE. Ария Исмаила из оратории «Седекия, царь Иерусалимский»
- Ф. Гаспарини. LASCIAR D’AMARTI. Ария из кантаты № 2
- Дж. Бонончини. PER LA GLORIA D’ADORARVI... Ария из оперы «Гризельда»
- Г. Гендель. AMOR, TIRANNO AMOR... Ария Арзаменеса из оперы «Ксеркс». Слова Н. Минато
- К. В. Глюк. OH, DEL MIO DOLCE ARDOR. Ария из оперы «Парис и Елена». Аранжировка В. Руста
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ АРИИ
- С. Меркаданте. MA NEGLI ESTREMI ISTANTI. Романс из оперы «Клятва» (посмотреть ноты)
- Г. Доницетти. SPIRTO GENTIL. Речитатив и ария Фернандо из оперы «Фаворитка»
- А. Тома. ELLE NE CROYAIT PAS. Романс Вильгельма из оперы «Миньон»
- Дж. Верди. O INFERNO!.. Сцена и ария Габриэля из оперы «Симон Бокканегра»
- А. Понкьелли. CIELO! E MAR! Романс Энцо из оперы «Джоконда»
- Дж. Пуччини. CH’ELLA MI CREDA. Ария Джонсона из оперы «Девушка с Запада». Слова Г. Чивинини и К. Зангарини
- П. Масканьи. MAMMA... QUEL VINO E GENEROSO. Сцена Туридду из оперы «Сельская честь»
РУССКИЕ АРИИ
- М. Мусоргский. ЗАЧЕМ ТЫ, СЕРДЦЕ, РЫДАЕШЬ И СТОНЕШЬ? Песня Грицько из оперы «Сорочинская ярмарка». Редакция П. Ламма (посмотреть ноты)
- Н. Римский-Корсаков. ГДЕ ТЫ, СИЛА МОЯ МОЛОДЕЦКАЯ. Песня кузнеца Вакулы из оперы «Ночь перед Рождеством»
- М. Ипполитов-Иванов. НОЧЬ АРОМАТНАЯ, СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ. Ария Эрекле из оперы «Измена»
- А. Гречанинов. РАСЦВЕТАЛИ В ПОЛЕ ЦВЕТИКИ. Вторая песня Алёши из оперы «Добрыня Никитич»
- Р. Глиэр. Я ПОЭТ, ПЕВЕЦ ВДОХНОВЕННЫЙ. Ария Гариба из оперы «Шахсенем»
- Д. Френкель. НЕ ВИДАТЬ ДОРОГЕ КРАЯ... Песня Фаркова из оперы «Угрюм-река»
- М. Вайнберг. НА ТРАКТУ, ЭХ, НА ТЮКАЛИНСКОМ. Песня Павла из оперы «Мадонна и солдат»
Приложение. Оперный и концертный репертуар Юрия Марусина