Посвящается памяти скрипача, педагога и музыкального деятеля Владимира Ивановича Руденко (1938-2010).
Издание представляет материалы курса методики обучения игре на скрипке, выполненные на основе лекций, прочитанных В.И. Руденко в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки в 1999-2000 годах.
Адресуется преподавателям и студентам высших и средних музыкальных учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами скрипичного искусства.
Суханова Т.Б. Лекции по методике обучения игре на скрипке в контексте музыкально-педагогической деятельности В.И. Руденко
Предисловие
Раздел 1
Тема 1. Постановка скрипача
Тема 2. Техника правой руки скрипача
Тема 3. Исполнительские штрихи: художественная сторона исполнения и технология
Тема 4. Техника левой руки скрипача
Тема 5. Художественно-выразительные исполнительские средства
5.1. Общемузыкальные средства
5.2. Специфически-инструментальные средства
Раздел 2
Тема 6. Общие и специальные способности и методика их развития
Тема 7. Методика организации процесса обучения
Тема 8. Основы педагогического взаимодействия
Сведения об авторе
Издание представляет материалы курса методики обучения игре на скрипке, выполненные на основе лекций, прочитанных В.И. Руденко в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки в 1999-2000 годах.
Адресуется преподавателям и студентам высших и средних музыкальных учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами скрипичного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ:
Суханова Т.Б. Лекции по методике обучения игре на скрипке в контексте музыкально-педагогической деятельности В.И. Руденко
Предисловие
- Научные основы методики обучения игре на смычковых инструментах
- Структура курса
- Системный подход в изучении исполнительства и музыкальной педагогики
Раздел 1
Тема 1. Постановка скрипача
- Различные аспекты проблемы постановки скрипача
- Основные принципы (требования) постановки
Тема 2. Техника правой руки скрипача
- Особенности звукообразования
- Действие руки в игровом суставе
- Методика выработки профессиональных игровых движений (траекторий)
Тема 3. Исполнительские штрихи: художественная сторона исполнения и технология
- Штрихи и художественная образность
- Классификация штрихов
- Плавные (протяжные) штрихи
- Маркированные (отрывистые) штрихи
- Прыгающие штрихи
Тема 4. Техника левой руки скрипача
- Условия и требования к постановке левой руки
- Функции левой руки
- Действия пальцев на грифе
- Аппликатура
- Позиции и их соединение
- Воспитание и развитие технических навыков
- Типы аппликатур в исполнении гамм
- Формирование аппликатурного мышления
Тема 5. Художественно-выразительные исполнительские средства
5.1. Общемузыкальные средства
- Метроритм
- Воспитание основ исполнительского ритма и развитие музыкальности ученика
- Типичные метроритмические ошибки
5.2. Специфически-инструментальные средства
- Исполнительская интонация и музыкальный слух
- Факторы, связанные с исполнительской интонацией
- Причины несовершенной интонации
- Методы совершенствования исполнительской интонации
- Вибрато как средство художественного мышления
Раздел 2
Тема 6. Общие и специальные способности и методика их развития
- Условия развития способностей
- Общие и специальные способности
- Музыкальные способности
- Музыкальная диагностика и методы проведения приемных испытаний в ДШИ и ДМШ
- Музыкальный слух и методика его развития
- Внимание и его особенности в исполнительском процессе
- Функции внимания
- Виды внимания
- Свойство внимания
- Память и методика изучения произведений
Тема 7. Методика организации процесса обучения
- Общие положения
- Педагог и ученик в системе образования
- Методика ведения учебного процесса
- Структура учебного процесса
- Обучение и связанные с ним процессы
- Принципы музыкального обучения
- Методы обучения
- Методы передачи знаний
- Усвоение знаний
- Воспитывающее обучение
- Методы контроля
- Формы организации обучения
- Цели, задачи, основные функции, структура урока
- Типы уроков
- Использование психологических приемов в педагогической работе
- Домашняя (самостоятельная) работа
Тема 8. Основы педагогического взаимодействия
- Типы педагогического общения
- Классификация типов учеников
- Особенности работы с разными типами учеников
- Типичные недостатки в работе педагога
- К вопросу о путях развития ученика
Сведения об авторе