Концерт для альта с оркестром си минор Г.Ф. Генделя был впервые опубликован в редакции и инструментовке Анри Гюстава Казадезюса (1879-1947). Представитель известной семьи французских музыкантов, альтист и исполнитель на виоле д’амур, А.Г. Казадезюс был также автором ряда сочинений. Есть веские основания предполагать, что и Концерт для альта Г.Ф. Генделя в действительности сочинен Казадесюсом (тем более что за ним числятся подобные стилизации - например, сюита для струнного оркестра, приписанная перу К.Ф.Э. Баха), подобно тому как приписываемый Моцарту скрипичный концерт «Аделаида», очевидно, написан братом А. Казадезюса - скрипачом Мариюсом Казадезюсом.
Тематизм Концерта си минор и общее строение трехчастного цикла внешне выдержаны в традиции Генделя и его современников. Однако при более внимательном рассмотрении не только в инструментовке (две флейты, два фагота, струнные без цифрованного баса), бесспорно принадлежащей Казадезюсу, но и в приемах развития, структуре и тональном плане частей обнаруживается немало черт, характерных скорее для венского классицизма. Тем не менее яркая и драматичная музыка произведения, по-прежнему украшающего репертуар альтистов, пока исполняется, издается и записывается на аудио- и видеоносители как сочиненная Георгом Фридрихом Генделем.
Алексей Людевиг,
профессор,
заслуженный деятель искусств России