Борис Тищенко (1939-2010) по праву входит в число крупнейших творцов современной музыки. Серьезнейшее испытание, какое суждено было пройти музыке ХХ века - стремление к радикальному новаторству, приводившее нередко к почти полной потере индивидуальности стиля, - композитор преодолел, выйдя из него во всеоружии техники, но сохранив моментальную узнаваемость своей музыки.
Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах - от напева без сопровождения до суперсимфонии. Борис Тищенко - автор двух виолончельных концертов. Оба написаны в 1960-х годах.
Первый концерт для виолончели, 17 духовых (девяти деревянных и восьми медных), ударных и фисгармонии ор. 23, создан в 1963 году. О нем сам композитор говорил: «Нечто вроде письма к другу». Концерт имеет необычное строение: он открывается сольным монологом виолончели, далее музыкальная ткань постепенно разрастается и приходит к драматической кульминации, разрешающейся финальным просветленным высказыванием.
Концерт был написан по просьбе выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича. В 1966 году произведение завоевало первую премию на международном композиторском конкурсе «Пражская весна». Дмитрий Шостакович, который высоко ценил сочинение своего ученика, создал в 1969 году (к дню тридцатилетия Бориса Тищенко) свою оркестровку Концерта. В этой оркестровке сочинение неоднократно записывалось.
В данном издании Концерт публикуется в виде клавира. Партия виолончели дается в редакции Мстислава Ростроповича.