Данное издание является пособием, в котором кратко и доступно излагаются основы теории музыки в объёме программы детских музыкальных школ, а также дается представление об основных музыкальных формах. В основу пособия положены фундаментальные учебники профессора И.В. Способина и В.А. Вахромеева, впервые изданные в пятидесятые годы прошлого столетия и предназначены для учащихся музыкальных школ и училищ. Возросшие в последние годы требования к поступающим в музыкальные школы и училища и практика домашнего музицирования заставили ввести в пособие несколько новых тем, не входивших в семилетний курс музыкальных школ, а также более развернуто изложить некоторые уже известные темы.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Звук, его свойства. Названия звуков. Знаки альтерации
II. Нотная запись
- Нота. Нотоносец. Правописание штилей и хвостов. Добавочные линейки
- Диапазон. Регистр. Ключи
- Запись одноголосной и многоголосной музыки.
- Знаки сокращения нотного письма. Мелизмы
- Основное деление длительностей. Слоги для чтения
- Ритм. Метр. Размер. Такт. Затакт
- Увеличение длительности ноты
- Пауза
- Размеры простые, сложные, сложно-смешанные. Переменный метр
- Схемы дирижирования
- Группировка длительностей в размере 2/4
- Группировка длительностей в размере 3/4
- Группировка длительностей в размере 4/4
- Группировка длительностей в размере 3/8 и 6/8
- Группировка длительностей в вокальной музыке
- Особые виды ритмического деления
- Темп. Обозначения темпов, изменение темпа
- Звукоряд. Лад. Гамма.
- Ладовое тяготение
- Главные ступени
- Мажор. Виды
- Минор. Виды минора
- Количество гамм. Энгармонизм тональностей
- Порядок расположения гамм. Диезные и бемольные гаммы
- Параллельные тональности
- Квинтовый круг тональностей
- Переменный лад
- Одноименные тональности
- Родственные тональности
- Хроматизм. Альтерация. Модуляция
- Мажорная хроматическая гамма
- Минорная хроматическая гамма
- Виды хроматических звуков
- Лады народной музыки
- Другие виды гамм
- Транспозиция
- Интервал. Простые интервалы
- Составные интервалы
- Две величины интервала. Интервалы от звука
- Консонансы и диссонансы
- Обращение интервалов
- Интервалы в тональности. Ладовое разрешение интервалов
- Интервалы на ступенях натурального и гармонического мажора
- Интервалы на ступенях натурального и гармонического минора
- Диатонические и хроматические интервалы. Увеличенные и уменьшенные интервалы
- Тритоны
- Характерные интервалы
- Энгармонизм интервалов
- Определение тональностей, в которых встречается интервал
- Виды аккордов по количеству звуков
- Трезвучия. Типы трезвучий
- Обращения трезвучий
- Трезвучия в тональности. Главные и побочные трезвучия лада
- Обращения главных трезвучий. Разрешение
- Уменьшенные и увеличенные трезвучия
- Четырехзвучные аккорды
- Доминантсептаккорд с обращениями в тональности
- Доминантсептаккорд с обращениями от звука. Определение тональностей. Разрешение
- Вводные септаккорды с обращениями в тональности
- Септаккорд II ступени с обращениями в тональности
- Соединение аккордов в цепочки
- Гармонические тональные функции
- Гармонические обороты
- Аккорды, изучаемые в курсе ДМШ
- Построение аккордов от звука
- Альтерация аккордов
- Энгармонизм аккордов
В тональности
От звука. Определение тональностей. Разрешение
Септаккорд, его обращения
Типы септаккордов
- Строение музыкального произведения. Музыкальный синтаксис
- Период
- Куплетная форма
- Простая двухчастная форма
- Трехчастная форма
- Вариации
- Рондо
- Сонатная форма
- Циклические формы
- Полифонические формы
- Обозначение аккордов в джазовой и легкой музыке
- Диезные тональности мажора и минора
- Бемольные тональности мажора и минора
- Тритоны во всех тональностях
- Характерные интервалы во всех тональностях
- Главные трезвучия лада с обращениями во всех тональностях
- Доминантсептаккорд с обращениями, вводный септаккорд, септаккорд II ступени, уменьшенное и увеличенное трезвучие во всех тональностях
- Примеры анализа произведений