«Хрестоматия виолончелиста. Пьесы для старших классов» является завершающим учебным пособием в обучении виолончелиста в музыкальной школе.
Ко времени окончания музыкальной школы выпускник, наряду с практическими навыками владения музыкальным инструментом, должен достаточно ясно представлять себе характерные черты разных жанров и особенности стиля того или иного композитора.
В старших классах ученики должны уметь:
Хрестоматия состоит из двух разделов: первый раздел включает в себя пьесы кантиленного характера, второй — виртуозные произведения. Исполнение репертуара обоих разделов хрестоматии требует от ученика развитого музыкального мышления и художественного представления, владения техникой штрихов, совершенствования техники левой руки. В процессе работы над подобранными музыкальными произведениями развиваются такие важные качества, как способность понимать замысел композитора и умение донести его до слушателя.
Прилагающиеся к «Хрестоматии» «Словарь музыкальных терминов» и «Краткий биографический словарь» помогут ученику пополнить свои теоретические и общегуманитарные знания.
Таким образом, «Хрестоматия виолончелиста. Пьесы для старших классов» помогает решать основные задачи обучения в старших классах музыкальных школ, направленные на воспитание «грамотного слушателя и исполнителя»: расширение кругозора учащихся, формирование эстетического вкуса, дальнейшее овладение практическими навыками игры на инструменте, проявление творческой инициативы.
Краткий биографический словарь
Ко времени окончания музыкальной школы выпускник, наряду с практическими навыками владения музыкальным инструментом, должен достаточно ясно представлять себе характерные черты разных жанров и особенности стиля того или иного композитора.
В старших классах ученики должны уметь:
- охарактеризовать музыку произведения, определить его форму, жанровые особенности, выразительные средства;
- определить главную и частичные кульминации;
- пояснить встречающиеся авторские обозначения и термины, уметь их произносить на иностранном языке.
Хрестоматия состоит из двух разделов: первый раздел включает в себя пьесы кантиленного характера, второй — виртуозные произведения. Исполнение репертуара обоих разделов хрестоматии требует от ученика развитого музыкального мышления и художественного представления, владения техникой штрихов, совершенствования техники левой руки. В процессе работы над подобранными музыкальными произведениями развиваются такие важные качества, как способность понимать замысел композитора и умение донести его до слушателя.
Прилагающиеся к «Хрестоматии» «Словарь музыкальных терминов» и «Краткий биографический словарь» помогут ученику пополнить свои теоретические и общегуманитарные знания.
Таким образом, «Хрестоматия виолончелиста. Пьесы для старших классов» помогает решать основные задачи обучения в старших классах музыкальных школ, направленные на воспитание «грамотного слушателя и исполнителя»: расширение кругозора учащихся, формирование эстетического вкуса, дальнейшее овладение практическими навыками игры на инструменте, проявление творческой инициативы.
СОДЕРЖАНИЕ:
РАЗДЕЛ I- И.С. БАХ. АРИОЗО
- Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. ГИМН СОЛНЦУ. Из оперы «Золотой петушок»
- А. ВЛАСОВ. МЕЛОДИЯ
- Д. ван ГОЭНС. РОМАНС БЕЗ СЛОВ. Соч. 12, № 1
- А. СКРЯБИН. ЭТЮД. Переложение А. КРЕЙНА
- Ф. ВЕРАЧИНИ. ЛАРГО
- З. ФИБИХ. ПОЭМА. Обработка Г. ЗАЛЕССКОГО
- К. СЕН-САНС. ЛЕБЕДЬ
- Ф. ШУБЕРТ. АДАЖИО
- Г. ФОРЕ. ЖАЛОБА. Обработка Ц. КАЗЕЛЛА
- Г.Ф. ГЕНДЕЛЬ. АРИЯ
- А. ГЛАЗУНОВ. ПЕСНЯ МЕНЕСТРЕЛЯ
- С. РАХМАНИНОВ. ПРЕЛЮДИЯ. Переложение А. БРАНДУКОВА
- А. БРАНДУКОВ. НОКТЮРН
- С. РАХМАНИНОВ. ВОКАЛИЗ. Переложение А. ШТРИММЕРА
- Д. ШОСТАКОВИЧ. НОКТЮРН. Из музыки к кинофильму «Овод»
- Д. ШОСТАКОВИЧ. АДАЖИО. Из балета «Светлый ручей»
- Ф. КУПЕРЕН. ПАСТОРАЛЬ. Обработка Г. КАССАДО
- Ю. КЛЕНГЕЛЬ. САВОЯР
- Д. ПОППЕР. ТАНЕЦ ГНОМОВ
- Ж.Б. СЕНАЙЕ. АЛЛЕГРО. Переложение Ж. САЛЬМОН
- Д. ван ГОЭНС. СКЕРЦО
- Р. ГЛИЭР. ВАЛЬС. Обработка М. ЯМПОЛЬСКОГО
- А. ГЛАЗУНОВ. ИСПАНСКАЯ СЕРЕНАДА. Соч. 20, № 2
- А. АРУТЮНЯН. ЭКСПРОМТ
- Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. ПОЛЕТ ШМЕЛЯ. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Переложение О. ШТРИМЕРА
- М. МОШКОВСКИЙ. ГИТАРА. Свободная обработка Г. ПЕККЕРА
- Д. ПОППЕР. ТАРАНТЕЛЛА. Соч. 33
- К. ДАВЫДОВ. У ФОНТАНА. Соч. 20, № 2
Краткий биографический словарь