ОТ АВТОРА:
Хоровой класс в детской музыкальной школе, хоровой школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
На занятиях хора я рекомендую детям активно использовать знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, a затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосных произведений и пения без сопровождения.
Большая, если не решающая, роль в музыкальном развитии детей, пришедших в хор, принадлежит многоголосному пению. Как известно, хоровое многоголосие с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, совершенствует чистоту интонирования. Опыт показывает, что, управляя хоровым коллективом, необходимо практически с первых же шагов работать и над унисоном, и над многоголосием. Работа над многоголосным сочинением активизирует становление мелодического ("унисонного") слуха, а работа над унисоном в определённой мере способствует становлению чистоты интонирования в процессе пения на несколько голосов. Давая простые задания, пробуждая в детях интерес, воспитывая любовь к музыке, мы достигаем того, что они перестают страшиться трудностей и охотно занимаются многоголосным пением. Рационально подбирая репертуар, мы создаём для детей возможность овладевать многоголосным пением за максимально короткий срок (1-2 года). К началу третьего года обучения хоровому пению дети имеют хорошо развитый голосовой диапазон объёмом в 1,5 октавы и способны петь более сложные трёхголосные произведения, учатся применять в пении "цепное дыхание".
В данный сборник для младших групп детских хоровых коллективов вошли переложения произведений известных русских, зарубежных и современных композиторов в сопровождении фортепиано и без сопровождения (а capella), появившиеся в результате многолетней педагогической и концертной деятельности автора.
Хочу пожелать моим коллегам неиссякаемого творческого вдохновения и успеха в нелёгком педагогическом труде.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Петухи. Музыка Б. Кравченко, слова B. Кутецкого, переложение B. Назаровой
- Диги-донг. Тирольская песня. Музыка А. Олеаса, слова В. Фогельсона, облегчённая редакция В. Назаровой
- Beснa - красна на весь свет. Белорусская народная песня. Обработка С. Полонского, облегчённая редакция B. Назаровой
- В тёмном лесе. Русская народная песня. Редакция В. Назаровой
- Камышинка. Чешская народная песня. Обработка А. Можайского, перевод Сикорской, переложение В. Назаровой
- Сердце, молчи... Музыка И.-С. Баха, перевод А. Машистого, переложение В. Назаровой
- Люблю и ненавижу (из кантаты "Кармина Бурана"). Музыка К. Орфа, слова Р. Катулла, переложение В. Назаровой
- По небу крадётся Луна! Музыка Б. Лятошинского, слова А. Пушкина, переложение В. Назаровой
- Многая лета Петру I. Музыка и слова неизвестного автора, переложение В. Назаровой
- Колыбельная (из к/ф "Цирк"). Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача, аранжировка В. Назаровой
- Мазурка. Польская народная песня. Аранжировка B. Назаровой
- Охотник и зайка. Музыка Ц. Кюи, переложение В. Назаровой
- На лодке (неаполитанская песня). Обработка А. Свешникова, русский текст А. Машистова, переложение В. Назаровой
- Ишла утка. Русская народная песня. Обработка А. Ленского, переложение В. Назаровой
- Серенада (вечерняя). Музыка Ф. Шуберта, перевод Н. Огарёва, аранжировка В.Назаровой
- Stabat mater. Музыка А. Кальдара, переложение B. Назаровой
- Песня о красках. Немецкая народная песня. Обработка В. Назаровой, дополнена переводом Е. Александровой
- Ой, дуб - дуба. Украинская народная песня. Обработка Н. Ракова, переложение В. Назаровой