Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор, один из участников «Могучей кучки», автор сочинений, по сей день поражающих своей самобытностью и оригинальностью - опер «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Женитьба» (1 акт), симфонической поэмы «Ночь на Лысой горе», романсов и песен. Создав сравнительно немного произведений, Мусоргский вошел в историю музыки как один из самых удивительных музыкальных «самородков».
«Картинки с выставки» для фортепиано созданы композитором в 1874 году. Цикл стал первым большим законченным произведением Мусоргского после оперы «Борис Годунов». Поводом к его написанию послужила посмертная выставка работ художника и архитектора, одного из основоположников «русского стиля» в архитектуре Виктора Александровича Гартмана (1834-1873), друга Мусоргского. Цикл был создан композитором всего за три недели. Опубликован он был через пять лет после смерти композитора в редакции Н. А. Римского-Корсакова (1886). Позже, уже в XX веке, был выпущен полный авторский текст цикла, а также факсимильное издание рукописи (с рисунками Гартмана).
Мусоргский писал В. В. Стасову в июне 1874 года: «Гартман кипит, как кипел „Борис“, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге».
Музыка «Картинок с выставки» и по сей день изумляет свежестью выдумки, яркостью образов, неожиданностью художественных решений. Мусоргский необычен во всем - в построении цикла, в выборе рисунков, ставших мотивами пьес, даже в остроумных названиях многих из этих пьес. Не случайно композиторы разных стран, поколений и стилей делали инструментовки цикла для различных оркестровых и камерных составов (самая знаменитая - оркестровка Мориса Равеля, 1922), аранжировки цикла для самых разных инструментов, от гитары до органа (известна, например, оригинальная версия для синтезатора - автор Исао Томита, 1975).
Пьесы и темы из «Картинок» многократно звучали в кинофильмах, анимационных лентах, цитировались в заставках радио- и телепередач и даже в рок-композициях.
Цикл исполнялся и записывался такими корифеями фортепианного искусства как Владимир Ашкенази, Лазарь Берман, Альфред Брендель, Владимир Горовиц, Владимир Крайнев, Виктор Мержанов, Михаил Плетнев, Святослав Рихтер, Мария Юдина. Оркестровки «Картинок с выставки» записывали Артуро Тосканини, Герберт фон Караян, Георг Шолти, Константин Симеонов, Евгений Светланов, Андре Превин, Рикардо Мути, Сейджи Озава, Валерий Гергиев.
В основу публикуемой редакции положено издание Музгиза (редактор П.А. Ламм, один из крупнейших отечественных текстологов). Текст в нем полностью сверен с авторской рукописью.
СОДЕРЖАНИЕ:
«Картинки с выставки» для фортепиано созданы композитором в 1874 году. Цикл стал первым большим законченным произведением Мусоргского после оперы «Борис Годунов». Поводом к его написанию послужила посмертная выставка работ художника и архитектора, одного из основоположников «русского стиля» в архитектуре Виктора Александровича Гартмана (1834-1873), друга Мусоргского. Цикл был создан композитором всего за три недели. Опубликован он был через пять лет после смерти композитора в редакции Н. А. Римского-Корсакова (1886). Позже, уже в XX веке, был выпущен полный авторский текст цикла, а также факсимильное издание рукописи (с рисунками Гартмана).
Мусоргский писал В. В. Стасову в июне 1874 года: «Гартман кипит, как кипел „Борис“, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге».
Музыка «Картинок с выставки» и по сей день изумляет свежестью выдумки, яркостью образов, неожиданностью художественных решений. Мусоргский необычен во всем - в построении цикла, в выборе рисунков, ставших мотивами пьес, даже в остроумных названиях многих из этих пьес. Не случайно композиторы разных стран, поколений и стилей делали инструментовки цикла для различных оркестровых и камерных составов (самая знаменитая - оркестровка Мориса Равеля, 1922), аранжировки цикла для самых разных инструментов, от гитары до органа (известна, например, оригинальная версия для синтезатора - автор Исао Томита, 1975).
Пьесы и темы из «Картинок» многократно звучали в кинофильмах, анимационных лентах, цитировались в заставках радио- и телепередач и даже в рок-композициях.
Цикл исполнялся и записывался такими корифеями фортепианного искусства как Владимир Ашкенази, Лазарь Берман, Альфред Брендель, Владимир Горовиц, Владимир Крайнев, Виктор Мержанов, Михаил Плетнев, Святослав Рихтер, Мария Юдина. Оркестровки «Картинок с выставки» записывали Артуро Тосканини, Герберт фон Караян, Георг Шолти, Константин Симеонов, Евгений Светланов, Андре Превин, Рикардо Мути, Сейджи Озава, Валерий Гергиев.
В основу публикуемой редакции положено издание Музгиза (редактор П.А. Ламм, один из крупнейших отечественных текстологов). Текст в нем полностью сверен с авторской рукописью.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Прогулка
- Гном
- Старый замок
- Тюильрийский сад (Ссора детей после игры)
- Быдло
- Балет невылупившихся птенцов
- Два еврея, богатый и бедный
- Прогулка
- Лимож. Рынок (Большая новость)
- Катакомбы (Римская гробница)
- С мертвыми на мертвом языке
- Избушка на курьих ножках (Баба Яга)
- Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)