Музыку для фортепиано Петр Ильич Чайковский (1840-1893) писал на протяжении всей жизни (первая пьеса, «Анастасия-вальс», написана им в четырнадцатилетнем возрасте; пьесы опуса 72 создавались в последний год жизни).
В домах образованных людей XIX века музыка звучала повсеместно, умение играть на фортепиано было для любителя музыки естественным (ведь звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств тогда еще не изобрели). Многие композиторы публиковали сборники пьес для домашнего музицирования в 2 и в 4 руки. Фортепианные пьесы Бетховена и Шуберта, Шумана и Брамса (и, конечно, Шопена) исполнялись музыкантами-любителями по всей Европе.
Широко популярен сборник Чайковского «Времена года». Но это далеко не единственный сборник несложных фортепианных пьес русского классика.
В двух тетрадях «Избранных пьес» напечатаны самые известные из фортепианных пьес Чайковского. В первой тетради - более простые и короткие, во второй - три большие пьесы, требующие от пианиста немалой техники и хорошего чувства формы. Все эти пьесы наполнены подлинным чувством, удивительно пластичными мелодиями. Слушать их и сегодня без волнения невозможно, а исполнителю работа над ними доставляет искреннее удовольствие.
Пьесы входят в концертные программы пианистов всего мира, некоторые из них - в обязательную программу конкурсов (конечно, в первую очередь конкурса им. П.И. Чайковского).
Пьесы могут исполняться в учебном классе фортепиано - в консерваториях, в музыкальных колледжах и училищах, в средних (первая тетрадь) и старших классах детских музыкальных школ.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Романс, соч. 5
- Ноктюрн, соч. 19 № 4
- Вальс, соч. 40 № 9
- Ната-вальс, соч. 51 № 4
- Сентиментальный вальс, соч. 51 № 6