В сборнике серии "Классическая библиотека гитариста" представлены лучшие сочинения выдающегося испанского гитариста и композитора Фернандо Сора.
Для учащихся ДМШ, ССМШ, студентов музыкальных училищ и вузов.
ОБ АВТОРЕ:
Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор Хосе Фернандо Макарио Сор родился 14 февраля 1778 года в Барселоне. Музыкальное образование получил в монастырской хоровой школе в Монтсеррате (Каталония). Его музыкальная подготовка была столь основательной, что уже в 13-летнем возрасте он смог сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа. И все же Сор не собирался сделать музыку своей профессией: окончил военную академию в Барселоне, получив после четырехлетнего обучения звание лейтенанта.
С 1799 по 1808 год Сор занимал нсобременительные административные должности в Мадриде и Малаге, был управляющим имений и воспитателем детей высокопоставленных сановников.
Однако Сор не отказывался и от своих музыкальных привязанностей. Еще в 1795 году он пишет оперу «Телемак», премьера которой состоялась в 1797 году в Барселоне. Позднее сочиняет симфонии, струнные квартеты, мотеты, вокальные произведения в сопровождении гитары или фортепиано, сольные пьесы для гитары.
В 1813 году Сор навсегда покидает Испанию и после недолгого пребывания в Париже едет в 1815 году в Лондон. Здесь Сор приобретает известность как композитор и гитарист. Особенной популярностью пользовались его вокальные сочинения, а в 1821-1823 годах были поставлены четыре его балета. Как гитарист-виртуоз Сор выступал не только в аристократических салонах, но и в концертах лондонского Филармонического общества.
Побывал Сор и B России. Осенью 1823 года он приехал в Москву вместе со своей женой, французской танцовщицей Ф. Гюллень-Сор, которая стала прима-балериной и балетмейстером Большого театра. Ha торжественном открытии нового здания театра в 1825 году исполнялся лучший балет Сора «Сандрильона». Другой его балет - «Геркулес и Омфала» - был поставлен по случаю коронации императора Николая I. Сам Сор принимал активное участие в артистической жизни Москвы, выступая как гитарист-виртуоз.
В 1826 году Сор покидает Россию, в память о ней он пишет прекрасный дуэт для двух гитар «Воспоминание о России», основанный на мотивах русских народных песен.
Ф. Сор опять в Париже, где сближается с другими знаменитыми гитаристами - Д. Агуадо, М. Каркасси, Н. Костом, Л. Леньяни. Проживая в одном доме со своим соотечественником Д. Агуадо, Сор организовал с ним дуэт, и вместе они выступали в концертах. В честь этой дружбы композитор написал дуэт «Два друга». Игрой Сора восхищались такие знаменитости, как Мегюль, Керубини, Берлиоз.
Однако в 30-е годы XIX века, к концу жизни композитора, гитара вышла из моды, и его имя стало забываться.
Умер Ф. Сор 10 июля 1839 года в полной безвестности и похоронен нa кладбище Монмартра. K столетию смерти композитора на его могиле была установлена мемориальная плита.
Творчество Ф. Copa характеризуется высочайшим профессионализмом и мастерством, глубиной и содержательностью. Музыка, написанная им в стиле венских классиков, превосходит многое из созданного его современниками. Его гитарная «Школа» (1830) стала настольной книгой для нескольких поколений музыкантов-исполнителей, ей свойственна научная обоснованность предлагаемых технических приемов.
Творчество Ф. Сора вошло в золотой фонд музыкальной литературы для гитары.
Заслуженный артист России
Е. Ларичев
СОДЕРЖАНИЕ:
- Большая соната. Соч. 22
- Вторая большая соната. Соч. 25
- Интродукция и вариации на тему Моцарта. Соч. 9
- Большое соло. Соч. 14
- Соната. Соч. 15. Редакция У. Петерс
- Вариации. Соч. 3
- Менуэты. Cоч. 11
- Этюд. Соч. 29 № 1
5
6
7
8
9
10