В настоящем издании публикуются литературно-теоретические труды известного пианиста, композитора, педагога и писателя С.М. Майкапара (1867-1938). Сборник составляют книги «Годы учения» (впервые издана в 1938 году), «Значение творчества Бетховена для нашей современности», написанная и опубликованная в 1927 году к 100-летию со дня смерти Бетховена, а также небольшая брошюра «Как работать на рояле» (издана в 1963 году).
Книга предназначена студентам и преподавателям средних и высших музыкальных учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ:
- А. Майкапар. Профессор Самуил Моисеевич Майкапар
ГОДЫ УЧЕНИЯ
- Посвящение
- Пролог. Почему я решил избрать своей специальностью музыкальное искусство
Глава первая. Первые годы учения и музыкальной жизни в период до поступления в консерваторию
Мой первый учитель - итальянец Гаэтано Молла
Первые музыкальные впечатления. Музыкальная среда
Первые побеги музыкальной деятельности
Глава вторая. Два года на низшем курсе специальной игры на фортепиано
Мои учителя: В.В. Демянский по классу игры на фортепиано и А.К. Лядов по курсу обязательной гармонии
Симфонические и камерные концерты. Опера. Исторические концерты А. Г. Рубинштейна
Глава третья. Первые четыре года пребывания на высшем курсе фортепианного отделения. Начало занятий по специальной теории композиции. Окончание университета
Новый директор консерватории - Антон Григорьевич Рубинштейн
Рубинштейн-пианист
Рубинштейн-композитор
Некоторые черты личности Рубинштейна и краткие биографические данные о нем
Деятельность Рубинштейна как директора консерватории
Профессор Вениамин Чези и мои занятия у него
Профессор Карл Карлович Зике. Курс его лекций по обязательной энциклопедии и инструментовке
Профессор Ливерий Антонович Саккетти (курс истории музыки и эстетики)
Мои воспоминания о первом международном конкурсе имени А.Г. Рубинштейна
Начало моих занятий по специальной теории композиции в классе профессора Н.Ф. Соловьева
Окончание университета
Заключение
Глава четвертая. Последние два года пребывания в консерватории и окончание ее по классам фортепиано и композиции
Профессор Иосиф Вейсс и занятия у него в классе
Занятия в классе ансамбля у профессора Ауэра
Профессор Н.Ф. Соловьев. Продолжение и окончание мною у него курса теории композиции
Окончание консерватории по специальности игры на фортепиано
Дополнение к описанию годов моего учения в консерватории
Глава пятая. Профессор Теодор Лешетицкий и время моих занятий у него
Подготовительный период
Четыре месяца технической работы у ассистентки Лешетицкого Марии Прентнер
Первый период моих занятий с самим Лешетицким
Второй период занятий с Лешетицким
Мои товарищи по занятиям у Лешетицкого
Мои знакомства и встречи с другими выдающимися пианистами, бывшими учениками Лешетицкого
Некоторые еще не приведенные раньше советы Лешетицкого и дополнение к воспоминаниям о времени моих занятий с ним
Окончание моих занятий с Лешетицким
Итоги периода работы под руководством Лешетицкого
О БЕТХОВЕНЕ
- А. Луначарский. Предисловие
- Значение творчества Бетховена для нашей современности
- Из материалов Научно-исследовательского опыта публичного исполнения полного цикла из 32-х сонат Бетховена в семи концертах, данных в один день
- Цель и задачи сеанса
- Программа-расписание цикла
- [Из комментариев к циклу концертов «Все фортепианные сонаты Бетховена»]. К собранию 10-го апреля 1931 г.
О ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- Первое чтение
- Фактура
- Техника
- Аппликатура
- Группировка
- Темп
- Письмо Т.Н. Звегинцевой
- Приложение. Подробный список музыкальных произведений для детей и юношества С.М. Майкапара