г. Москва
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Магазин музыкальной литературы №1
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.

Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.
Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.
Нет в наличии
648 руб.
-0%
648 руб.
- +
Артикул:

Нет в наличии

648 руб.
648 руб.
- +
шт.
Автор(ы) - Морозов В.П.
Основная тематика - Вокал
Издатель - Московская Государственная Консерватория
Тираж - 3000
Год издания - 2008
Артикул - 002933-СВК
Страниц - 592
Место издания - Москва
Обложка - В пер.
ISBN - 978-5-89598-218-1
Возрастная категория - 4+

«Искусство резонансного пения» - первое в нашей стране и зарубежной вокально-методологической литературе руководство по теории и практике резонансной техники голосообразования; достижению высоких профессиональных качеств певческого голоса - силы, красоты тембра, полётности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности.

Автор книги - профессор В.П. Морозов известен читателям по его ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная биоакустика - рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека» (1994), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и вокальная техники выдающихся певцов» (2001) и др. Исследования проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и новейших компьютерных технологий. Выдвигаемая автором книги резонансная теория искусства пения (РТИП) - результат обобщения более чем 45-летнего его опыта исследования певцов разных профессиональных и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И. Архиповой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, И. Богачевой, В. Атлантова, П. Лисициана, H. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Книга содержит высказывания этих выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а  также практические выводы для вокальной педагогики и методологии.

Для широкого круга специалистов по теории и практике искусства пения - вокальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов, лингвистов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.

СОДЕРЖАНИЕ:

Е.В. ОБРАЗЦОВА О КНИГЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ П.И. СКУСНИЧЕНКО

ОТ АВТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ОТ АВТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ПЕНИЯ?

ГЛАВА 1. РЕЗОНАНС КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

  • 1.1. О значении резонанса
  • 1.2. Основные понятия и определения
  • 1.3. Три замечательных закона резонанса
ГЛАВА 2. РЕЗОНАНС В МУЗЫКАЛЬНОЙ АКУСТИКЕ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

  • 2.1. Музыкальные инструменты как резонаторы
  • 2.2. О голосовых резонаторах братьев наших меньших
  • 2.3. Резонаторы голосового аппарата певца
ГЛАВА 3. СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ

  • 3.1. Энергетическая функция
  • 3.2. Генераторная функция
    • 3.2.1. Резонансная природа образования высокой певческой форманты
      • 3.2.1.1. О роли надгортанного резонатора
      • 3.2.1.2. О резонансной роли грушевидных пазух
    • 3.2.2. Резонансное происхождение низкой певческой форманты
    • 3.2.3. К обсуждению результатов
  • 3.3. Фонетическая функция
    • 3.3.1. Резонансная теория речеобразования Г. Гельмгольца
    • 3.3.2. Фонетические особенности вокальных гласных
    • 3.3.3. Проблемы дикции и резонансное пение
      • 3.3.3.1. «Гласная несет согласную...»
    • 3.3.4. О фонетическом методе
  • 3.4. Эстетическая функция
    • 3.4.1. «Неприличные» звуки гортани
    • 3.4.2. Об эстетической роли ВПФ и НПФ
    • 3.4.3. Тип голоса певца в свете РТИП
      • 3.4.3.1. Как Э. Карузо пел басом
    • 3.4.4. О соотношении грудного и головного резонирования
    • 3.4.5. Особая роль носового резонатора
    • 3.4.6. Теория резонансного происхождения вибрато
      • 3.4.6.1. Вибрато как эстетический атрибут вокального и музыкального исполнительства
      • 3.4.6.2. О физиологических механизмах образования вибрато
      • 3.4.6.3. О повышенной чувствительности слуха к вибрато
      • 3.4.6.4. Об эстетических аспектах резонансной теории вибрато
      • 3.4.6.5. Основные положения резонансной теории вибрато
    • 3.4.7. Об эстетическом эталоне певческого голоса
    • 3.4.8. Голос Шаляпина как эстетический эталон
      • 3.4.8.1. Выдающиеся мастера вокального искусства о голосе и пении Ф.И. Шаляпина
      • 3.4.8.2. Из истории исследований
      • 3.4.8.3. Проблема качества грамзаписей
      • 3.4.8.4. Выделение ВПФ из голоса Шаляпина
      • 3.4.8.5. Интегральные спектры голоса Шаляпина
      • 3.4.8.6. О природе полётности голоса Шаляпина
      • 3.4.8.7. Роль ВПФ в эмоционально-психологической выразительности голоса Шаляпина
      • 3.4.8.8. Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина
      • 3.4.8.9. Основные выводы
    • 3.4.9. «Диагностика вокальной одаренности» - новый метод оценки эстетических свойств певческого голоса
      • 3.4.9.1. Особенности спектра голоса как диагностический показатель
      • 3.4.9.2. Диагностическая роль вибрато голоса
      • 3.4.9.3. Основные выводы
  • 3.5. Защитная функция
    • 3.5.1. Первый защитный механизм
    • 3.5.2. Второй защитный механизм
    • 3.5.3. Третий защитный механизм
      • 3.5.3.1. Импеданс? Нет, лучше - резонанс!
      • 3.5.3.2. О воздействии резонаторов на голосовые связки
    • 3.5.4. Грудной резонатор как объективная реальность и его защитная роль
      • 3.5.4.1. Прямые исследования резонанса трахеи
      • 3.5.4.2. Виброметрические исследования грудного резонанса
      • 3.5.4.3. Об изменении объема и формы грудного резонатора
      • 3.5.4.4. О механизме влияния грудного резонатора на спектр голоса
      • 3.5.4.5. О «потерях» на поглощение звука в грудном резонаторе
      • 3.5.4.6. Основные выводы
      • 3.5.4.7. Об особенностях грудного резонирования у женщин
    • 3.5.5. Заключение к разделу 3.5.
  • 3.6. Индикаторная функция
    • 3.6.1. О локализации и особенностях резонансных ощущений
    • 3.6.2. О резонаторах-индикаторах
    • 3.6.3. Особая роль виброчувствительности в системе вокального слуха
  • 3.7. Активизирующая функция
  • 3.8. Об индивидуальных особенностях строения резонаторов у певцов
  • 3.9. Заключение и основной вывод к главе 3
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЗОНАТОРОВ С РАБОТОЙ ГОРТАНИ И ДЫХАНИЯ (физиологические основы РТИП)

  • 4.1. О взаимодействии резонаторов в пении
  • 4.2. Взаимосвязь резонаторов с работой гортани
  • 4.3. О резонансном механизме колебаний голосовых связок певца
    • 4.3.1. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории голосообразования. Критика теории Р. Юссона
    • 4.3.2. Резонансный механизм колебаний голосовых связок в свете РТИП
  • 4.4. О резонирующем певческом дыхании
  • 4.5. О двойной роли дыхательного аппарата в пении: «мехи» и резонатор
  • 4.6. О резонансной сущности «вдыхательной установки»
  • 4.7. «Мы поем диафрагмой...»
  • 4.8. Дыхание - гортань - резонаторы как система
    • 4.8.1. Прямые и обратные силы взаимодействия в системе «дыхание - гортань - резонаторы»
    • 4.8.2. О неавтономности работы гортани: три акустико-физиологических механизма воздействия резонаторов и дыхания на гортань
    • 4.8.3. Гортань - особое звено в системе голосового аппарата
  • 4.9. Принцип целостности голосового аппарата певца и его практическое значение
    • 4.9.1. Физиологические основы целостности
    • 4.9.2. Гортань - «заминированная зона!»
    • 4.9.3. О методах прямого и косвенного воздействия на работу гортани
    • 4.9.4. Принцип целостности - методологическая основа педагогики
  • 4.10. Заключение и выводы к главе 4
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

  • 5.1. Резонансное пение, эмоции и воображение
    • 5.1.1. Об особенностях сценических эмоций
    • 5.1.2. Резонансная техника пения и эмоции
    • 5.1.3. О вокалотерапии, или лечебном воздействии резонансного пения
    • 5.1.4. Вокальная терминология и резонансная техника пения
    • 5.1.5. Это «волшебное» слово «как будто»!
    • 5.1.6. О двух психологических установках в пении
    • 5.1.7. «Протокольная правда» и правда художественного воображения
    • 5.1.8. Резонирующее певческое дыхание как воображаемая реальность (о психологической природе резонирующего дыхания)
    • 5.1.9. «Голос рождается, живет и умирает в груди...»
      • 5.1.9.1. Субъективный образ резонансной техники как психологическое средство ее активизации
      • 5.1.9.2. «Гортани нет! Поют резонаторы!»
      • 5.1.9.3. Обучение и воображение
      • 5.1.9.4. «Секрет успехов ученика - в ухе педагога»
  • 5.2. О научном обосновании эмоционально-образных методов в вокальной педагогике
    • 5.2.1. О художественном и мыслительном типах певцов
    • 5.2.2. Эмоциональный слух певца
      • 5.2.2.1. Тест на эмоциональный слух
    • 5.2.3. Эмоциональный слух и музыкальное творчество
    • 5.2.4. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности
    • 5.2.5. Учение А.А. Ухтомского о доминанте
    • 5.2.6. Теория функциональных систем П.К. Анохина
    • 5.2.7. Идеомоторный акт и вокальный слух
      • 5.2.7.1. Представление рождает движение
      • 5.2.7.2. Слушать певца - значит петь вместе с ним
    • 5.2.8. Теория установки Д.Н. Узнадзе
    • 5.2.9. Система К.С. Станиславского. Метод предлагаемых обстоятельств
  • 5.3. О применении научных данных в вокальной педагогике
    • 5.3.1. «Особый цех музыкантов...»
    • 5.3.2. О «парадоксах» вокальной педагогики
      • 5.3.2.1. Парадоксы знаний о гортани
    • 5.3.3. «Теория должна освещать путь практике...»
      • 5.3.3.1. Резонансная теория и вокальная практика
    • 5.3.4. Диагностика вокальной одаренности - психологические аспекты
      • 5.3.4.1. Проблема оценки вокальной одаренности
      • 5.3.4.2. Новый комплексный метод диагностики вокальной одаренности
    • 5.3.5. Заключение к главе 5. Психологические основы резонансной теории пения (основные выводы)
ГЛАВА 6. О ЗНАЧЕНИИ РТИП ДЛЯ СМЕЖНЫХ ВИДОВ ВОКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

  • 6.1. Резонанс и хоровое пение
  • 6.2. РТИП и современная вокальная музыка
  • 6.3. РТИП и голос актера
  • 6.4. О развитии детского голоса на резонансной основе
    • 6.4.1. Физиологические особенности; влияние перегрузок
    • 6.4.2. Феномен «чистой грифельной доски». Роль импринтинга
    • 6.4.3. Об основных принципах развития резонансного пения у детей
    • 6.4.4. Об эстетическом эталоне певческого голоса у детей: роль СМИ
    • 6.4.5. Акустические особенности детского голоса
    • 6.4.6. Метод комплексной диагностики вокальной одаренности детей
  • 6.5. О резонансных основах церковного пения
    • 6.5.1. Церковное пение как историческая праоснова резонансного пения
    • 6.5.2. Об унисонном древнецерковном пении
    • 6.5.3. Об акустике храмовых помещений
  • 6.6. О резонансной природе народного пения
  • 6.7. О тувинском горловом пении с позиций РТИП
    • 6.7.1. Феномен обертонового пения тувинцев
    • 6.7.2. Акустико-физиологические механизмы «двойного звука»
    • 6.7.3. Особенности резонансных механизмов усиления высоких обертонов при тувинском и академическом пении
    • 6.7.4. О самом маленьком внутригортанном резонаторе
    • 6.7.5. Заключение. «Минздрав предупреждает!..»
  • 6.8. РТИП и музыкальная звукотехника. Певец, микрофон, акустика зала
    • 6.8.1. О децибелах «разумных» и «безумных»
    • 6.8.2. О капризах акустики зала и средствах их преодоления
    • 6.8.3. Для резонансной техники нет «плохой» акустики
    • 6.8.4. О пользе звукозаписи. От магнитофона к компьютерной технике
    • 6.8.5. Об электроакустической «косметике» певческого голоса
ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РТИП

  • 7.1. Основные отличия РТИП от традиционной миоэластической теории
  • 7.2. Семь важнейших функций певческих резонаторов
  • 7.3. РТИП о механизмах защиты гортани профессиональных певцов
  • 7.4. Чему учит нас опыт мастеров вокального искусства
    • 7.4.1. Проблема общего и индивидуального в технике мастеров
    • 7.4.2. Что типичного в акустических свойствах голоса мастеров академического пения
      • Особенности высокой певческой форманты
      • Особенности вибрато
      • Основные выводы
    • 7.4.3. Что общего и типичного в представлениях и высказываниях мастеров о технике пения
      • 1. Резонанс - это самое главное
      • 2. «Искусство пения - это искусство дыхания»
      • 3. «Гортань должна быть свободной, и никаких фокусов!..»
        • Не «поющие голосовые связки», а «поющие резонаторы»
        • Об исключениях
      • 4. «Над вымыслом слезами обольюсь»: образ, эмоции, воображение
      • 5. Принцип целостности голосового аппарата певца
    • 7.4.4. Резонансная техника - это певческое долголетие
    • 7.4.5. Природная одаренность и несовершенная техника - это непрофессиональный голос
    • 7.4.6. Представления молодых певцов о технике пения
  • 7.5. Пять основных принципов резонансного пения
  • 7.6. РТИП и диагностика вокальной одаренности
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕЗОНАНС КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В ПЕНИИ

  • 8.1. «Проблема сороконожки»
  • 8.2. О двух системообразующих факторах в пении. Распределение их ролей
  • 8.3. О вокально-технологическом полиморфизме
  • 8.4. В поисках «единого метода»
  • 8.5. Резонанс и дыхание
  • 8.6. «Его величество резонанс!»
  • 8.7. В единстве теории и практики
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАСТЕРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА О РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ

  • Федор Шаляпин
  • Камилло Эверарди
  • Иван Козловский
  • Сергей Лемешев
  • Мария Владимирова
  • Марк Рейзен
  • Иван Петров-Краузе
  • Павел Лисициан
  • Ирина Архипова
  • Елена Образцова
  • Ирина Богачева
  • Евгений Нестеренко
  • Владимир Атлантов
  • Дмитрий Хворостовский
  • Леонид Сметанников
  • Зураб Соткилава
  • Гуго Тиц
  • Петр Скусниченко
  • Владимир Минин
  • Николай Гедда
  • Александр Ардер
  • Мария Дейша-Сионицкая
  • Франческо Ламперти
  • Луиза Тетрацини
  • Джакомо Лаури-Вольпи
  • Мария Каллас
  • Дженнаро Барра
  • Николай Гяуров
  • Джанни Раймонди
  • Тоти Даль Монте
  • Ирис Адами Корадетти
  • Мирелла Френи
  • Лучано Паваротти
  • Монтсеррат Кабалье
  • Магда Оливьеро
  • Рене Флеминг
  • Алексей Иванов
  • Юрий Усов
Поэтические «Трактаты» о пении
  1. Е.Г. Крестинский
  2. Д.Ф. Тархов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АЛЬБОМ СПЕКТРОВ ГОЛОСА МАСТЕРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ВЫСОТЫ И ЧАСТОТЫ ЗВУКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МАЭСТРО БАРРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ РТИП

ПРОГРАММА КУРСА «ИСКУССТВО РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТРОВ ГОЛОСА

Нужна консультация?
Подробно расскажем о наших услугах, видах работ и типовых проектах, рассчитаем стоимость и подготовим индивидуальное предложение!
Задать вопрос