«Искусство резонансного пения» - первое в нашей стране и зарубежной вокально-методологической литературе руководство по теории и практике резонансной техники голосообразования; достижению высоких профессиональных качеств певческого голоса - силы, красоты тембра, полётности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности.
Автор книги - профессор В.П. Морозов известен читателям по его ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная биоакустика - рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека» (1994), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резонансная теория пения и вокальная техники выдающихся певцов» (2001) и др. Исследования проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и новейших компьютерных технологий. Выдвигаемая автором книги резонансная теория искусства пения (РТИП) - результат обобщения более чем 45-летнего его опыта исследования певцов разных профессиональных и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И. Архиповой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, И. Богачевой, В. Атлантова, П. Лисициана, H. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Книга содержит высказывания этих выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также практические выводы для вокальной педагогики и методологии.
Для широкого круга специалистов по теории и практике искусства пения - вокальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов, лингвистов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.
СОДЕРЖАНИЕ:
Е.В. ОБРАЗЦОВА О КНИГЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ П.И. СКУСНИЧЕНКО
ОТ АВТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
ОТ АВТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ПЕНИЯ?
ГЛАВА 1. РЕЗОНАНС КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.1. О значении резонанса
- 1.2. Основные понятия и определения
- 1.3. Три замечательных закона резонанса
- 2.1. Музыкальные инструменты как резонаторы
- 2.2. О голосовых резонаторах братьев наших меньших
- 2.3. Резонаторы голосового аппарата певца
- 3.1. Энергетическая функция
- 3.2. Генераторная функция
- 3.2.1. Резонансная природа образования высокой певческой форманты
- 3.2.1.1. О роли надгортанного резонатора
- 3.2.1.2. О резонансной роли грушевидных пазух
- 3.2.2. Резонансное происхождение низкой певческой форманты
- 3.2.3. К обсуждению результатов
- 3.3. Фонетическая функция
- 3.3.1. Резонансная теория речеобразования Г. Гельмгольца
- 3.3.2. Фонетические особенности вокальных гласных
- 3.3.3. Проблемы дикции и резонансное пение
- 3.3.3.1. «Гласная несет согласную...»
- 3.3.4. О фонетическом методе
- 3.4. Эстетическая функция
- 3.4.1. «Неприличные» звуки гортани
- 3.4.2. Об эстетической роли ВПФ и НПФ
- 3.4.3. Тип голоса певца в свете РТИП
- 3.4.3.1. Как Э. Карузо пел басом
- 3.4.4. О соотношении грудного и головного резонирования
- 3.4.5. Особая роль носового резонатора
- 3.4.6. Теория резонансного происхождения вибрато
- 3.4.6.1. Вибрато как эстетический атрибут вокального и музыкального исполнительства
- 3.4.6.2. О физиологических механизмах образования вибрато
- 3.4.6.3. О повышенной чувствительности слуха к вибрато
- 3.4.6.4. Об эстетических аспектах резонансной теории вибрато
- 3.4.6.5. Основные положения резонансной теории вибрато
- 3.4.7. Об эстетическом эталоне певческого голоса
- 3.4.8. Голос Шаляпина как эстетический эталон
- 3.4.8.1. Выдающиеся мастера вокального искусства о голосе и пении Ф.И. Шаляпина
- 3.4.8.2. Из истории исследований
- 3.4.8.3. Проблема качества грамзаписей
- 3.4.8.4. Выделение ВПФ из голоса Шаляпина
- 3.4.8.5. Интегральные спектры голоса Шаляпина
- 3.4.8.6. О природе полётности голоса Шаляпина
- 3.4.8.7. Роль ВПФ в эмоционально-психологической выразительности голоса Шаляпина
- 3.4.8.8. Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина
- 3.4.8.9. Основные выводы
- 3.4.9. «Диагностика вокальной одаренности» - новый метод оценки эстетических свойств певческого голоса
- 3.4.9.1. Особенности спектра голоса как диагностический показатель
- 3.4.9.2. Диагностическая роль вибрато голоса
- 3.4.9.3. Основные выводы
- 3.5. Защитная функция
- 3.5.1. Первый защитный механизм
- 3.5.2. Второй защитный механизм
- 3.5.3. Третий защитный механизм
- 3.5.3.1. Импеданс? Нет, лучше - резонанс!
- 3.5.3.2. О воздействии резонаторов на голосовые связки
- 3.5.4. Грудной резонатор как объективная реальность и его защитная роль
- 3.5.4.1. Прямые исследования резонанса трахеи
- 3.5.4.2. Виброметрические исследования грудного резонанса
- 3.5.4.3. Об изменении объема и формы грудного резонатора
- 3.5.4.4. О механизме влияния грудного резонатора на спектр голоса
- 3.5.4.5. О «потерях» на поглощение звука в грудном резонаторе
- 3.5.4.6. Основные выводы
- 3.5.4.7. Об особенностях грудного резонирования у женщин
- 3.5.5. Заключение к разделу 3.5.
- 3.6. Индикаторная функция
- 3.6.1. О локализации и особенностях резонансных ощущений
- 3.6.2. О резонаторах-индикаторах
- 3.6.3. Особая роль виброчувствительности в системе вокального слуха
- 3.7. Активизирующая функция
- 3.8. Об индивидуальных особенностях строения резонаторов у певцов
- 3.9. Заключение и основной вывод к главе 3
- 4.1. О взаимодействии резонаторов в пении
- 4.2. Взаимосвязь резонаторов с работой гортани
- 4.3. О резонансном механизме колебаний голосовых связок певца
- 4.3.1. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории голосообразования. Критика теории Р. Юссона
- 4.3.2. Резонансный механизм колебаний голосовых связок в свете РТИП
- 4.4. О резонирующем певческом дыхании
- 4.5. О двойной роли дыхательного аппарата в пении: «мехи» и резонатор
- 4.6. О резонансной сущности «вдыхательной установки»
- 4.7. «Мы поем диафрагмой...»
- 4.8. Дыхание - гортань - резонаторы как система
- 4.8.1. Прямые и обратные силы взаимодействия в системе «дыхание - гортань - резонаторы»
- 4.8.2. О неавтономности работы гортани: три акустико-физиологических механизма воздействия резонаторов и дыхания на гортань
- 4.8.3. Гортань - особое звено в системе голосового аппарата
- 4.9. Принцип целостности голосового аппарата певца и его практическое значение
- 4.9.1. Физиологические основы целостности
- 4.9.2. Гортань - «заминированная зона!»
- 4.9.3. О методах прямого и косвенного воздействия на работу гортани
- 4.9.4. Принцип целостности - методологическая основа педагогики
- 4.10. Заключение и выводы к главе 4
- 5.1. Резонансное пение, эмоции и воображение
- 5.1.1. Об особенностях сценических эмоций
- 5.1.2. Резонансная техника пения и эмоции
- 5.1.3. О вокалотерапии, или лечебном воздействии резонансного пения
- 5.1.4. Вокальная терминология и резонансная техника пения
- 5.1.5. Это «волшебное» слово «как будто»!
- 5.1.6. О двух психологических установках в пении
- 5.1.7. «Протокольная правда» и правда художественного воображения
- 5.1.8. Резонирующее певческое дыхание как воображаемая реальность (о психологической природе резонирующего дыхания)
- 5.1.9. «Голос рождается, живет и умирает в груди...»
- 5.1.9.1. Субъективный образ резонансной техники как психологическое средство ее активизации
- 5.1.9.2. «Гортани нет! Поют резонаторы!»
- 5.1.9.3. Обучение и воображение
- 5.1.9.4. «Секрет успехов ученика - в ухе педагога»
- 5.2. О научном обосновании эмоционально-образных методов в вокальной педагогике
- 5.2.1. О художественном и мыслительном типах певцов
- 5.2.2. Эмоциональный слух певца
- 5.2.2.1. Тест на эмоциональный слух
- 5.2.3. Эмоциональный слух и музыкальное творчество
- 5.2.4. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности
- 5.2.5. Учение А.А. Ухтомского о доминанте
- 5.2.6. Теория функциональных систем П.К. Анохина
- 5.2.7. Идеомоторный акт и вокальный слух
- 5.2.7.1. Представление рождает движение
- 5.2.7.2. Слушать певца - значит петь вместе с ним
- 5.2.8. Теория установки Д.Н. Узнадзе
- 5.2.9. Система К.С. Станиславского. Метод предлагаемых обстоятельств
- 5.3. О применении научных данных в вокальной педагогике
- 5.3.1. «Особый цех музыкантов...»
- 5.3.2. О «парадоксах» вокальной педагогики
- 5.3.2.1. Парадоксы знаний о гортани
- 5.3.3. «Теория должна освещать путь практике...»
- 5.3.3.1. Резонансная теория и вокальная практика
- 5.3.4. Диагностика вокальной одаренности - психологические аспекты
- 5.3.4.1. Проблема оценки вокальной одаренности
- 5.3.4.2. Новый комплексный метод диагностики вокальной одаренности
- 5.3.5. Заключение к главе 5. Психологические основы резонансной теории пения (основные выводы)
- 6.1. Резонанс и хоровое пение
- 6.2. РТИП и современная вокальная музыка
- 6.3. РТИП и голос актера
- 6.4. О развитии детского голоса на резонансной основе
- 6.4.1. Физиологические особенности; влияние перегрузок
- 6.4.2. Феномен «чистой грифельной доски». Роль импринтинга
- 6.4.3. Об основных принципах развития резонансного пения у детей
- 6.4.4. Об эстетическом эталоне певческого голоса у детей: роль СМИ
- 6.4.5. Акустические особенности детского голоса
- 6.4.6. Метод комплексной диагностики вокальной одаренности детей
- 6.5. О резонансных основах церковного пения
- 6.5.1. Церковное пение как историческая праоснова резонансного пения
- 6.5.2. Об унисонном древнецерковном пении
- 6.5.3. Об акустике храмовых помещений
- 6.6. О резонансной природе народного пения
- 6.7. О тувинском горловом пении с позиций РТИП
- 6.7.1. Феномен обертонового пения тувинцев
- 6.7.2. Акустико-физиологические механизмы «двойного звука»
- 6.7.3. Особенности резонансных механизмов усиления высоких обертонов при тувинском и академическом пении
- 6.7.4. О самом маленьком внутригортанном резонаторе
- 6.7.5. Заключение. «Минздрав предупреждает!..»
- 6.8. РТИП и музыкальная звукотехника. Певец, микрофон, акустика зала
- 6.8.1. О децибелах «разумных» и «безумных»
- 6.8.2. О капризах акустики зала и средствах их преодоления
- 6.8.3. Для резонансной техники нет «плохой» акустики
- 6.8.4. О пользе звукозаписи. От магнитофона к компьютерной технике
- 6.8.5. Об электроакустической «косметике» певческого голоса
- 7.1. Основные отличия РТИП от традиционной миоэластической теории
- 7.2. Семь важнейших функций певческих резонаторов
- 7.3. РТИП о механизмах защиты гортани профессиональных певцов
- 7.4. Чему учит нас опыт мастеров вокального искусства
- 7.4.1. Проблема общего и индивидуального в технике мастеров
- 7.4.2. Что типичного в акустических свойствах голоса мастеров академического пения
- Особенности высокой певческой форманты
- Особенности вибрато
- Основные выводы
- 7.4.3. Что общего и типичного в представлениях и высказываниях мастеров о технике пения
- 1. Резонанс - это самое главное
- 2. «Искусство пения - это искусство дыхания»
- 3. «Гортань должна быть свободной, и никаких фокусов!..»
- Не «поющие голосовые связки», а «поющие резонаторы»
- Об исключениях
- 4. «Над вымыслом слезами обольюсь»: образ, эмоции, воображение
- 5. Принцип целостности голосового аппарата певца
- 7.4.4. Резонансная техника - это певческое долголетие
- 7.4.5. Природная одаренность и несовершенная техника - это непрофессиональный голос
- 7.4.6. Представления молодых певцов о технике пения
- 7.5. Пять основных принципов резонансного пения
- 7.6. РТИП и диагностика вокальной одаренности
- 8.1. «Проблема сороконожки»
- 8.2. О двух системообразующих факторах в пении. Распределение их ролей
- 8.3. О вокально-технологическом полиморфизме
- 8.4. В поисках «единого метода»
- 8.5. Резонанс и дыхание
- 8.6. «Его величество резонанс!»
- 8.7. В единстве теории и практики
- Федор Шаляпин
- Камилло Эверарди
- Иван Козловский
- Сергей Лемешев
- Мария Владимирова
- Марк Рейзен
- Иван Петров-Краузе
- Павел Лисициан
- Ирина Архипова
- Елена Образцова
- Ирина Богачева
- Евгений Нестеренко
- Владимир Атлантов
- Дмитрий Хворостовский
- Леонид Сметанников
- Зураб Соткилава
- Гуго Тиц
- Петр Скусниченко
- Владимир Минин
- Николай Гедда
- Александр Ардер
- Мария Дейша-Сионицкая
- Франческо Ламперти
- Луиза Тетрацини
- Джакомо Лаури-Вольпи
- Мария Каллас
- Дженнаро Барра
- Николай Гяуров
- Джанни Раймонди
- Тоти Даль Монте
- Ирис Адами Корадетти
- Мирелла Френи
- Лучано Паваротти
- Монтсеррат Кабалье
- Магда Оливьеро
- Рене Флеминг
- Алексей Иванов
- Юрий Усов
- Е.Г. Крестинский
- Д.Ф. Тархов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ВЫСОТЫ И ЧАСТОТЫ ЗВУКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МАЭСТРО БАРРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ РТИП
ПРОГРАММА КУРСА «ИСКУССТВО РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ»
ЛИТЕРАТУРА
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТРОВ ГОЛОСА