В настоящем сборнике представлены этюды и упражнения Карла Черни (1791-1857), в которых разработаны различные варианты фактурного диминуирования и колорирования (дробления основных тонов мелодии на группы более мелких нот). Искусство орнаментики в музыке известно с незапамятных времен: еще музыканты Индии, Древней Греции и Рима стремились «расцветить» мелизмами мелодию.
Склонность к импровизационности и украшательству музыкальной ткани в вокальной и инструментальной музыке характерна была и для последующих веков, особенно для XVI-XVII столетий (творчество Палестрины, Орландо Лассо, Пёрселла) - периодов, ознаменовавшихся, в частности, свободным толкованием функций исполнителя-интерпретатора. Выдающиеся мастера XVIII-XIX столетии, прежде всего И.С. Бах, Ф.Э. Бах, Л. Бетховен, считали необходимым освободить орнаментику от элементов случайности, в мелизмах они видели не произвольное украшательство мелодии, а «отражение внутренней музыкальной мысли в целом» (Бетховен).
Настоящий сборник является первым среди отечественных изданий, объединившим разноплановые по фактуре, артикуляции и динамике инструктивные произведения выдающегося венского педагога первой половины XIX века и направленным на постижение учащимися искусства мелизматики.
СОДЕРЖАНИЕ:
От составителя
- Op. 261, №14 (посмотреть ноты)
- Op. 821, № 13
- Op. 261, № 37
- Op. 821, № 51
- Op. 821, № 131
- Op. 636, № 22
- Op. 821, № 73
- Op. 821, № 75
- Op. 821, № 112
- Op. 821, № 155
- Op. 821, № 108
- Op. 821, № 123
- Op. 821, № 132
- Op. 821, № 133
- Op. 821, № 83
- Op. 335, № 29
- Op. 755, № 3
- Op. 818, № 30
- Op. 818, № 12
- Op. 834, № 25
- Op.355, № 23
- Op. 355, № 26
- Op.355, № 24
- Op. 355, № 25
- Op. 355, № 13 (посмотреть ноты)
- Op. 355, № 30
- Op. 355, № 41
- Op. 355, № 10
- Op. 355, № 9
- Op. 337, № 14
- Op. 740, № 48
- Op. 365, № 27
- Op. 399, № 5
- Op. 365, № 18 (посмотреть ноты)
- Op. 365, № 16
- Op. 365, № 8
- Op. 365, № 33
- Op. 365, № 36
- Op. 365, № 50