ОТ АВТОРА:
Дорогие друзья!
Наше новое издание посвящено импровизации - как стилю музыкального мышления, как способу самовыражения, как средству развития музыкальной мысли как в сольной игре, так и в ансамбле. Когда мы говорим "музыкальная импровизация", то перед глазами возникает картинка, так сказать, начального уровня представления - это либо джазовый ансамбль, либо рок-группа, и в какой-то момент начинается момент "импровиза": солист выходит на первый план и начинает, выражаясь обыденным языком, "поливать" или "запиливать", и после отыгрывания всех положенных соло наступает общий апофеоз, тутти и, собственно, окончание произведения в целом. В первом приближении такая схема, разумеется, вполне естественна, но далеко не исчерпывающа.
К примеру, наигрыш пастушка на дудочке - это простейший пример свободной сольной импровизации. Далее: средневековый органист (по умолчанию - Бах). Для органной музыки данного исторического периода выделялась отдельная строчка (партия), которая называлась ”генерал-бас". Суть данной партии была в том, что музыканту указывалась лишь общая гармоническая канва, внутри которой он должен был сам организовать звучание, т.е. импровизировать на данную гармонию. В очень распространённом (в классической музыке) жанре инструментального концерта обязательно предусматривалась так называемая каденция - "зона” сольного звучания солиста. Очень часто вместо выписанной партии исполнитель играл "своё", т.е. не сочинённое композитором, а нередко и просто импровизировал в рамках, положенных по времени до вступления оркестра. Наконец, когда музыкант (к примеру, Вы) что-то сочиняет или хотя бы подбирает по слуху, в процессе этого занятия - перебора вариантов - неизбежно возникает момент импровизации. Одним словом, импровизация "везде и всюду" и, если Вам изначально "не дано“ легко и просто подбирать музыку "по слуху", импровизировать на тему или гармонию, значит, этому надо научиться!
Импровизация, конечно, дело свободное и фантазийное, но тем не менее подчиняется всем общим законам музыкальной теории, гармонии и формы. То же касается и выбора какого-то конкретного музыкального инструмента. Разумеется, все они отличаются звучанием, диапазоном, динамикой, характером звукоизвлечения и пр., но - общие законы едины для всех. Данная книга предназначена для пианистов (или клавишников), но не только, a также - для их партнёров, слушателей и просто друзей. Так что - включаем фантазию, не забываем о внимании и вперёд! Желаем успеха!
СОДЕРЖАНИЕ:
Клавиатура - диапазон и регистры
Звукоряд и тональности
Длительность нот и пауз
Тактовый размер
Натуральные, хроматические и этнические лады
Свободная мелодическая импровизация
Интервалы
Аккорды и цифровка
Схема аккордов
Гармонические соотношения
Аккордовые цепочки
Блюзовый квадрат
Триоль
Свинг
Шаффл
Знаки и символы сокращения
Подбор по слуху
Мелодические опевания
Классический ролл
Рифф
Секвенция
Отклонение и модуляция
Джазовая мелодика
Аккомпанемент в жанре
Блок-аккорды