Автор пособия, Лариса Ивановна Чустова – Заслуженный работник культуры России, обладатель Диплома лауреата Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» (2012 г.), автор многих учебников и методических пособий с опытом работы в детских музыкальных школах более 40 лет.
В данном пособии автор предлагает систематизированный курс по развитию музыкального слуха у детей 6-7 лет.
В основу работы с данной группой начинающих легли следующие методические принципы:
- Взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой структурой восприятия, которое связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет яркую эмоциональную окраску.
- Первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип «опережающего восприятия»), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности
- Принцип «от частного к общему».
- Концентрический характер обучения, т.е. необходимость постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Этот принцип особенно важен потому, что сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха. Без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.
Содержание пособия определило его структуру. «Гимнастика музыкального слуха» состоит из четырех разделов:
- Пение с аккомпанементом
- Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства
- Воспитание чувства метроритма
- Развитие музыкально-слуховых представления
Автор пособия отказалась от поурочной системы организации материала, чтобы не сковывать инициативу педагога, вместе с тем попыталась выстроить систему слухового воспитания и раскрыть содержание отдельных форм работы в классе.
Большое количество музыкальных примеров, включенных в пособие, позволит педагогам разнообразить содержание уроков.
СОДЕРЖАНИЕ:
ОТ АВТОРА
ПЕНИЕ С АККОМПАНЕМЕНТОМ
- Пора начать урок
- До, Ре, ми, фа, соль
- Гости пришли
- Баиньки
- Вот какая мурка!
- Плачет котик
- Три маленьких дружка
- Кукушка
- Хохлатка
- Выйди, солнышко!
- Про весну
- Песенка-небылица
- Урок в мышиной школе.
- Песня Ёжика
- Считалочка
- Котята
- День растет, ночь настает
- Хрюшка обижается
- Почему?
- Учите меня музыке
Песенки-попевки
Пение по нотам
Интонационно-ладовые упражнения. Творческие задания
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
Ритмическая импровизация-ритмические цепочки
Ритмизация стиха
Слуховой анализ
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- Часы
- Терции
- Кукушкин вальс
- Негритёнок грустит
- Негритёнок улыбается
- Упрямые кварты
- Стаккато
- Квинты поют
- Дорожная
- Старинная песенка
- Шутник
- Этюд
- Великаны септимы
- Немецкий танец
- Утро в лесу
- Плывут облака
- Прыгалки
- Маленький жонглёр
- Колыбельная
- Одинокая гармонь
- Паяц
- Старинный вальс
- Полька
- Утром
- Маленький попрошайка
- Пойду туда - Не знаю куда
- Упрямец
- Насмешка