ОТ АВТОРА:
Изучение гамм является главным материалом в учебном процессе всех звеньев музыкального образования, с помощью которого учащиеся приобретают теоретические знания и практические навыки.
В ДМШ гаммы необходимы для изучения и освоения аппликатуры, развития техники пальцевого аппарата, дыхания, a также для теоретического представления о ладовой структуре музыки.
Не секрет, что труба - один из самых сложных духовых инструментов, и освоение её диапазона является одной из главных проблем игры на этом инструменте. Исходя из своего почти 50-летнего педагогического опыта, автор предлагает изучать гаммы в ДМШ не по кварто-квинтовому кругу, a no ступеням, то есть так, как они изложены в данной работе. Ученик, изучая гаммы по ступеням, не испытывает большого физического напряжения, при этом он постепенно осваивает диапазон трубы и аппликатуру инструмента. Гаммы расписаны по классам ДМШ для пятилетнего и семилетнего обучения. К каждой гамме в качестве примера и скорейшего усвоения материала, по просьбе автора этой работы, написаны этюды Тимофеем Александровичем Докшицером.
Эти этюды являются примером и носят ознакомительный характер для освоения данной тональности. Они не заменяют этюды В. Bурма (45), А. Иогансона, С. Баласаняна (легкие этюды) и других авторов, которые написаны для этого уровня обучения игры на трубе.
Данная работа не претендует на единственно правильную, a предлагается как вариант изучения гамм в ДМШ.
В качестве примера для продолжения работы над гаммами в среднем учебном заведении написаны две гаммы и два этюда как пример изучения данного материала уже в кварто-квинтовом круге.
РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ГАММ В ДМШ:
- По семилетнему плану обучения
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
- По пятилетнему плану обучения
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс