Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений.
Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться «выравнивания» кончиков пальцев, работать над подкладыванием первого пальца. Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких арпеджио трезвучий, а через полгода — хроматической гаммы от звука до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).
После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких apпеджио мажорных трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными окажутся подготовительные упражнения в соответствующих тональностях. На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях. Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном) движении, a также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.
Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Подготовительные упражнения
- Мажорные гаммы в октаву и в противоположном движении
- Минорные гармонические и мелодические гаммы в октаву и в противоположном движении
- Хроматические гаммы в октаву и в противоположном движении
- Мажорные, минорные гармонические и мелодические гаммы в прямом и противоположном движении
- Мажорные гаммы в терцию, дециму и сексту
- Минорные гармонические и мелодические гаммы в терцию, дециму и сексту
- Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении, в терцию, дециму и сексту
- Мажорные трезвучия (короткие и ломаные арпеджио)
- Минорные трезвучия (короткие и ломаные арпеджио)
- Мажорные трезвучия с обращениями (длинные арпеджио)
- Минорные трезвучия с обращениями (длинные арпеджио)
- Уменьшенные септаккорды (короткие и ломаные арпеджио)
- Уменьшенные септаккорды с обращениями (длинные арпеджио)
- Доминантсептаккорды (короткие и ломаные арпеджио)
- Доминантсептаккорды с обращениями (длинные арпеджио)
- Одиннадцать видов арпеджио от одного звука
- Мажорные гаммы двойными терциями
- Минорные мелодические гаммы двойными терциями
- Минорные гармонические гаммы двойными терциями
- Хроматические гаммы двойными терциями