Пьесы, вошедшие в сборник «Галантный кавалер» - не очень сложные для исполнения, но в то же время яркие, образные, эффектные. Некоторые из них предполагают наличие готово-выборной левой клавиатуры, абсолютно все - широкое использование регистров (если таковые есть). Все произведения могут быть использованы как в учебной, так и в концертной практике.
Сборник адресован учащимся средних и старших классов детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных студий.
ОТ АВТОРА:
Основную часть сборника «Галантный кавалер» составляют авторские переложения пьес из фортепианного цикла «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы». К сожалению, не все пьесы оказалось возможным перевести с языка одного музыкального инструмента на язык другого без некоторых «потерь». Зато такие номера цикла, как «Прогулка по Парижу», «Чардаш», «Румынский танец», «Карусельные лошадки», «Антикварная шкатулка», гораздо ярче и эффектнее прозвучат на баяне и аккордеоне, нежели на рояле.
Кроме цикла, в сборник включены переложения музыки французского композитора и дирижера Поля Мориа (1925-2006). Люди старшего поколения хорошо помнят триумфальные гастроли его оркестра в Москве и Ленинграде в 1967 году. В роли солистки с оркестром выступила тогда ослепительно молодая певица Мирей Матье. С тех пор эта музыка, умело сочетающая в себе современные эстрадные интонации с тонким привкусом придворной барочной музыки XVIII века, прочно обосновалась в информационном поле культуры, а мне непременно захотелось сделать ее также неотъемлемой частью баянно-аккордеонного репертуара.
Совсем не случайно рядом с произведениями Поля Мориа находится и переложение Финала Концерта a-moll итальянского композитора А. Вивальди. Ведь несмотря на то, что этот всем известный и всеми почитаемый автор жил и творил в галантном веке (1678-1741), музыка его дошла до нас в 60-е годы XX века: такова судьба творческого наследия всех композиторов первой половины XVII века. Дело в том, что место старой родовой аристократии занял на исторической арене новый класс - молодая буржуазия. Моментально сменились вкусы в архитектуре, музыке, литературе. На смену тяжелой для восприятия полифонической музыке барокко пришел легкий гомофонно-гармонический стиль классицизма, и музыка старых мастеров тут же оказалась забыта. И. С. Баха вновь открыли лишь через 80 лет после смерти, Вивальди же и вовсе через 180! А по-настоящему аутентичный Вивальди в исполнении струнного оркестра зазвучал только в 60-е годы прошлого века. Великолепными проводниками этой чудесной музыки стали оркестры: «Виртуозы Рима» (рук. Ренато Фазано), Ленинградский камерный оркестр под управлением Л. Гозмана, «Виртуозы Москвы» (рук. Р. Баршай).
Первые две пьесы, открывающие сборник, были написаны мной довольно давно, еще в годы обучения в Ленинградской консерватории. Стилистически они сюда очень подходят и созданы под непосредственным влиянием музыки Поля Мориа. Сергей Прокофьев саркастически назвал когда-то неоклассические опусы Игоря Стравинского «сочетанием бахизмов с фальшивизмами». Эти же две пьесы, я думаю, смело можно назвать «сочетанием вивальдизмов с эстрадизмами».
СОДЕРЖАНИЕ:
- ГАЛАНТНЫЙ КАВАЛЕР
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ
- В АФИНАХ (Греция)
- БОЛЕРО (Испания)
- ДОМАРЕДАНС (Швеция)
- ДЛИННАЯ ДОРОГА (Великобритания)
- ЛЕНДЛЕР (Австрия)
- НАПЕВ ШОТЛАНДСКОЙ ВОЛЫНКИ (Шотландия)
- ПОЛОНЕЗ (Польша)
- ПРОГУЛКА ПО ПАРИЖУ (Франция)
- РУМЫНСКИЙ ТАНЕЦ (Румыния)
- ЧАРДАШ (Венгрия)
- ЯРМАРКА В АНТВЕРПЕНЕ (Бельгия)
- АНТИКВАРНАЯ ШКАТУЛКА (Германия)
- ТАРАНТЕЛЛА (Италия)
- ПЕСНЯ ТРУБАДУРА (Франция)
- ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ (Германия)
- А. Вивальди. ФИНАЛ КОНЦЕРТА a-moll для двух гобоев, струнного оркестра и клавесина (дуэт). Переложение В. Коровицына
- Три пьесы из репертуара оркестра Поля Мориа П. Мориа. ТОККАТА (дуэт). Переложение В. Коровицына
МЕНУЭТ (дуэт)
ПАРАФРАЗ НА ТЕМУ, УСЛЫШАННУЮ В РОССИИ (квартет)