Предлагаемое "Практическое руководство по музыкальной грамоте" Г. Фридкина предназначается для учащихся музыкальных школ. Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, за ней следует нотная таблица или схема, завершается каждая тема примерными заданиями. Порядок изложения тем полностью соответствует установившейся практике работы в музыкальных школах. В качестве дополнения к настоящему изданию приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в тексте данного пособия.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Предисловие
- Названия звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си
- Названия октав
- Размещение нот на нотоносце
- Скрипичный ключ
- Нотное обозначение длительности звуков
- Размер 2/4
- Восьмые в двудольном такте
- Запись песни со словами и без слов
- Мажор и минор. Тоника
- Гамма до мажор
- Тоническое трезвучие
- Вводные звуки
- Полутон и тон
- Диез, бемоль, бекар
- Ключевые и неключевые знаки альтерации
- Тональность соль мажор
- Тональность фа мажор
- Транспозиция
- Пауза
- Музыкальная фраза
- Реприза
- Басовый ключ
- Тональность ля минор
- Тональность ми минор
- Тональность ре минор
- Размер 3/4
- Размер 3/8
- Затакт
- Тональность ре мажор
- Лига
- Четверть с точкой в двудольном размере
- Фермата
- Интервалы
- Главные ступени лада и их названия
- Устойчивые и неустойчивые звуки лада
- Размер 4/4
- Три вида минорного лада
- Тональность си минор
- Большая и малая секунды
- Секунды в мажорном ладу
- Большая и малая терции
- Терции в мажорном ладу
- Мажорное и минорное трезвучия
- Чистые квинты в мажорном ладу
- Чистые кварты в мажорном ладу
- Тональность си-бемоль мажор
- Тональность соль минор
- Тритоны в мажорном ладу
- Секунды в гармоническом миноре
- Терции в гармоническом миноре
- Главные трезвучия мажора и гармонического минора
- Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия
- Шестнадцатые
- Пунктирный ритм с шестнадцатыми
- Тональность ля мажор
- Тональность фа-диез минор
- Тональность ми-бемоль мажор
- Тональность до минор
- Большие и малые сексты
- Сексты в мажорном ладу
- Обращения трезвучий
- Большие и малые септимы
- Септимы в мажорном ладу
- Обращения интервалов
- Доминантсептаккорд
- Тональность ми мажор
- Тональность до-диез минор
- Тональность ля-бемоль мажор
- Тональность фа минор
- Размер 6/8
- Триоли
- Тональность си мажор
- Дубль-диез
- Тональность соль-диез минор
- Тональность ре-бемоль мажор
- Тональность си-бемоль минор
- Дубль-бемоль
- Гармонический мажор
- Таблица интервалов в пределах октавы
- Переменный лад
- Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу
- Ладовое разрешение интервалов
- Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений
- Вводные септаккорды
- Таблицы мажорных и минорных тональностей
- Тетрахорды
- Энгармонически равные тональности
- Буквенное обозначение звуков и тональностей
- Квинтовый круг мажорных тональностей
- Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей
- Одноименные тональности
- Обращения доминантсептаккорда
- Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука
- Синкопа
- Кварты в гармоническом миноре
- Квинты в гармоническом миноре
- Соединения главных трезвучий
- Последовательность аккордов из главных трезвучий
- Сопровождение мелодии главными трезвучиями
- Характерные интервалы гармонического минора
- Энгармонически равные интервалы
- Консонирующие и диссонирующие интервалы
- Составные интервалы
- Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре
- Секвенции
- Уменьшенное и увеличенное трезвучия
- Построение аккордов от данного звука
- Хроматическая гамма
- Родственные тональности
- Модуляции в родственные тональности
- Каденции
- Период
- Лады народной музыки
- Мелизмы
- Обозначения динамических оттенков
- Итальянские обозначения темпов и характера исполнения
- Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения)
- Задания для повторения (основной курс)
- Краткий словарь музыкальных терминов