АННОТАЦИЯ:
Издание входит в серию «Квартет контрабасов», представляющую уникальный репертуар коллектива контрабасистов-виртуозов из Санкт-Петербурга.
Контрабас — уникальный инструмент. Единственный из струнных современного оркестра, сохранивший в себе черты старинного семейства виол, он обладает низким, густым, сочным тембром. Долгое время контрабас существовал в роли оркестрового инструмента, однако время от времени появлялись уникальные исполнители на контрабасе (в середине XIX века в Европе выступал прославленный Джованни Боттезини, а за пятьдесят лет до того — Доменико Драгонетти, познакомивший Бетховена с выразительными возможностями этого инструмента). Многое изменилось с приходом на музыкальную эстраду Сергея Кусевицкого (1874–1951). Он сделал контрабас всемирно признанным сольным инструментом.
«Кто никогда не слыхал его [Кусевицкого] игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами.»
В. Коломийцев, музыкальный критик
Авдей Мирзоев — композитор, контрабасист, многие годы работавший концертмейстером группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Мирзоев — энтузиаст «эмансипации» контрабаса как солирующего и ансамблевого инструмента. Созданный артистами Заслуженного коллектива России квартет контрабасов стал серьезным академическим ансамблем — во многом благодаря произведениям и переложениям Авдея Мирзоева. Знаток контрабаса, Мирзоев как никто другой умеет заставить этот инструмент говорить на разных музыкальных языках, расширяя его выразительные возможности.
Иоганн Штраус (1825–1899) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр, «король вальса», автор популярных оперетт и множества танцевальных произведений. Иоганн Штраус-сын родился в семье венского композитора Иоганна Штрауса-старшего (кстати, двое из братьев Штрауса-мл., Йозеф и Эдуард, тоже стали известными композиторами —все трое вопреки воле отца, решительно не желавшего музыкальной карьеры своим детям). Знаменитые оперетты «Летучая мышь» и «Цыганский барон», вальсы «Прощание с Петербургом», «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки Венского леса», «Прекрасный май» и «Весенние голоса»… Одни названия все скажут не только музыкантам, но и великому множеству любителей музыки.
И даже те, кто не помнит этих названий, наверняка узнают большинство мелодий Иоганна Штрауса в Фантазии на темы Иоганна Штрауса, созданной Мирзоевым для квартета контрабасов. Узнают, ощутят в полной мере не только талант композитора, но и легкий, веселый нрав их создателя, присущий ему дух виртуозного и блестящего музицирования — и унесут с концерта прекрасные воспоминания. А заодно и изумление по поводу уникальных возможностей необычного инструментального ансамбля.