В работе заслуженного артиста России, известного педагога Е. Тимакина, воспитавшего плеяду выдающихся отечественных пианистов (в том числе Е. Новицкую, М. Плетнева, В. Фельцмана), представлены фортепианные упражнения на основе трех-, четырех- и пятизвучных арпеджио.
Предназначается для студентов музыкальных училищ и консерваторий, а также для концертирующих исполнителей.
ПРЕДИСЛОВИЕ:
В техническом развитии пианиста большое место занимает работа над арпеджио. Систематическое совершенствование в их исполнении способствует приобретению активности пальцев, гибкости и пластичности рук; «развязывает» пианистический аппарат, создавая предпосылки для целостного охвата крупных построений; воспитывает мышление и слух, помогает ощутить ладотональность, понять гармоническую структуру музыкальной ткани.
Существующие образцы арпеджио всегда будут играть важную роль в овладении технической стороной произведений (особенно классического стиля). Вместе с тем уже давно заметна ограниченность этих образцов, несоответствие происшедшим значительным изменениям в музыкальном языке. Так, в произведениях Шопена, Шумана, Франка, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Рахманинова и других авторов большинство пассажей состоит из звуковых сочетаний, не укладывающихся в обычные формы типовых арпеджио; аппликатурные группы нередко выходят за пределы октавных границ. В произведениях современных композиторов встречаются построения, еще более отличающиеся от привычных.
Чтобы привести в соответствие упражнения-арпеджио с задачами современного пианизма, происшедшими в нем изменениями (интонационными, гармоническими и фактурными), необходимо расширить круг имеющихся построений, дополнить их новыми звуковыми сочетаниями. Попытка сделать шаг в этом направлении является основной целью данного пособия.
В сборнике представлены три типа построений (трехзвучные, четырехзвучные и пятизвучные), исчерпывающие возможные сочетания звуков от ноты до в пределах октавы. Каждое трехзвучное построение по расположению звуков дано в двух вариантах, четырехзвучное - в шести. Пятизвучные построения представлены только в последовательном расположении звуков (в примерах расшифровки - два варианта комбинаций).
Приведенные построения целесообразно проигрывать в диапазоне четырех октав, наподобие больших арпеджио. Во многих из них варианты аппликатуры предусматривают как узкое расположение звуков, так и широкие позиции, выходящие далеко за пределы октавы. Для упражнений рекомендуется выбирать отдельные построения или группы из разных частей пособия и чаще менять их, так как одна из главных задач заключается в приобретении быстрой реакции, достаточной гибкости и управляемости исполнительского аппарата при непосредственном чередовании пассажей с самыми различными сочетаниями звуков.
Строить упражнения-арпеджио можно не только от ноты до, но и от любого другого звука (в аппликатуре неизбежны изменения, необходимые для пианистического удобства).
Е. Тимакин
СОДЕРЖАНИЕ:
Предназначается для студентов музыкальных училищ и консерваторий, а также для концертирующих исполнителей.
ПРЕДИСЛОВИЕ:
В техническом развитии пианиста большое место занимает работа над арпеджио. Систематическое совершенствование в их исполнении способствует приобретению активности пальцев, гибкости и пластичности рук; «развязывает» пианистический аппарат, создавая предпосылки для целостного охвата крупных построений; воспитывает мышление и слух, помогает ощутить ладотональность, понять гармоническую структуру музыкальной ткани.
Существующие образцы арпеджио всегда будут играть важную роль в овладении технической стороной произведений (особенно классического стиля). Вместе с тем уже давно заметна ограниченность этих образцов, несоответствие происшедшим значительным изменениям в музыкальном языке. Так, в произведениях Шопена, Шумана, Франка, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Рахманинова и других авторов большинство пассажей состоит из звуковых сочетаний, не укладывающихся в обычные формы типовых арпеджио; аппликатурные группы нередко выходят за пределы октавных границ. В произведениях современных композиторов встречаются построения, еще более отличающиеся от привычных.
Чтобы привести в соответствие упражнения-арпеджио с задачами современного пианизма, происшедшими в нем изменениями (интонационными, гармоническими и фактурными), необходимо расширить круг имеющихся построений, дополнить их новыми звуковыми сочетаниями. Попытка сделать шаг в этом направлении является основной целью данного пособия.
В сборнике представлены три типа построений (трехзвучные, четырехзвучные и пятизвучные), исчерпывающие возможные сочетания звуков от ноты до в пределах октавы. Каждое трехзвучное построение по расположению звуков дано в двух вариантах, четырехзвучное - в шести. Пятизвучные построения представлены только в последовательном расположении звуков (в примерах расшифровки - два варианта комбинаций).
Приведенные построения целесообразно проигрывать в диапазоне четырех октав, наподобие больших арпеджио. Во многих из них варианты аппликатуры предусматривают как узкое расположение звуков, так и широкие позиции, выходящие далеко за пределы октавы. Для упражнений рекомендуется выбирать отдельные построения или группы из разных частей пособия и чаще менять их, так как одна из главных задач заключается в приобретении быстрой реакции, достаточной гибкости и управляемости исполнительского аппарата при непосредственном чередовании пассажей с самыми различными сочетаниями звуков.
Строить упражнения-арпеджио можно не только от ноты до, но и от любого другого звука (в аппликатуре неизбежны изменения, необходимые для пианистического удобства).
Е. Тимакин
СОДЕРЖАНИЕ:
- Первая часть. ТРЕХЗВУЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
- Вторая часть. ЧЕТЫРЕХЗВУЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
- Третья часть. ПЯТИЗВУЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
- Приложение. Вариант исполнения разных арпеджио в непрерывном движении
Раздел I
Раздел II
Раздел III
Раздел IV
Раздел V
Раздел VI
Раздел VII
Раздел VIII
Раздел IX