Нет ни одного исполнителя, которого не волновал бы вопрос организации самостоятельной работы на инструменте. Большинство педагогов (в особенности это относится к трубачам) предлагали и предлагают свои варианты построения ежедневных занятий. необходимость разыгрывания и специальной тренировки губ отмечалось авторами самых первых «школ» для трубы Джероламо Фантини и Чезаре Бендинелли. В последующих работах также затрагивался этот вопрос, но во всех «школах» прошлого, включая знаменитую «школу» Ж.Б. Арбана, ежедневным упражнениям уделялось слишком мало времени.
Наиболее подробно этот вопрос начал освещаться в некоторых методических работах, появившихся в начале XX столетия. Среди первых авторов ежедневных упражнений для трубы был Август Иогансон (1853-1916), профессор Петербургской консерватории, один из лучших учеников В.В. Вурма. В это же время появились широко известные ежедневные упражнения Макса Шлезберга - выдающегося трубача и педагога, получившего музыкальное образование в России; «Технические упражнения» Герберта Кларка (1867-1945) - выдающегося американского солиста-корнетиста.
В нашей стране, кроме упражнений А. Иогансона, были изданы ежедневные упражнения М.И. Табакова, А. Максименко, С. Болотина, Л. Чумова. Все эти пособия предлагают свою определенную схему занятий, однако такой стандарт без учета индивидуальных особенностей играющего не может удовлетворить всех.
Работа Т.А. Докшицера, выдающегося трубача и педагога, «Система комплексных упражнений трубача» дает возможность каждому исполнителю выбрать свои упражнения, необходимые для его индивидуальности в ежедневной активизации исполнительского аппарата. Тимофей Александрович в процессе обучения старался научить играющего ясно понимать, что ему необходимо играть, для чего, когда и сколько.
Предлагаемые ежедневные упражнения Владимира Александровича Докшицера, профессора РАМ им. Гнесиных, с почти пятидесятилетним педагогическим стажем, учеником выдающихся исполнителей-педагогов - И.А. Василевского, Т.А. Докшицера и Г.А. Орвида, являются одним из образцов системных ежедневных занятий для студентов колледжа (училища) и вуза. После разыгрывания и укрепляющих упражнений мышц губного аппарата Владимир Александрович предлагает для развития техники очень подробную и ежедневную работу над гаммами.
Заслуженный артист РФ,
заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов
РАМ им. Гнесиных,
профессор В.М. Прокопов
СОДЕРЖАНИЕ:
Ежедневные упражнения
- Первый вариант занятий
- Второй вариант занятий
- Третий вариант занятий
- Четвертый вариант занятий
- Фа-диез мажор
- Фа-диез минор
- Соль мажор
- Соль минор
- Ля-бемоль мажор
- Соль-диез минор
- Ля мажор
- Ля минор
- Си-бемоль мажор
- Си-бемоль минор
- Си мажор
- Си минор
- До мажор
- До минор
- Ре-бемоль мажор
- До-диез минор
- Ре мажор
- Pе минор
- Ми-бемоль мажор
- Mи-бемоль минор
- Ми мажор
- Ми минор
- Фа мажор
- Фа минор