Цикл «Двенадцать этюдов», соч. 8, создан Скрябиным в 1894–1895 годах. Цикл стал одним из классических образцов этого жанра — вслед за этюдами Шопена и Листа. Скрябин сочетает в каждом из этюдов определенное пианистически-техническое задание с глубоким музыкальным содержанием. Круг образов скрябинских этюдов — родствен кругу образов его же прелюдий.
Последний, ре-диез минорный, этюд, именуемый иногда «патетическим» (по авторскому обозначению в начале — «Patetico»), — одно из самых известных и вдохновенных произведений раннего Скрябина.
Этюды публикуются в редакции выдающегося пианиста, профессора (кстати, в юные годы он был соучеником Скрябина в классе педагога Н. С. Зверева) Константина Николаевича Игумнова (1873–1948) — и его ученика, профессора Якова Исааковича Мильштейна (1911–1981).
Этюды Скрябина исполняли многие замечательные пианисты: Владимир Горовиц, Владимир Софроницкий, Виктор Мержанов, Яков Флиер, Святослав Рихтер, Лазарь Берман, Станислав Нейгауз, Григорий Соколов...