Борис Иванович Тищенко (1939-2010) по праву входит в число крупнейших творцов современной музыки. Серьезнейшее испытание, какое суждено было пройти музыке ХХ века - стремление к радикальному новаторству, приводившее нередко к почти полной потере индивидуальности стиля, - композитор преодолел, выйдя из него во всеоружии техники, но сохранив моментальную узнаваемость своей музыки.
Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах - от напева без сопровождения до суперсимфонии. За полвека композиторской деятельности он создал более ста произведений. Ближе всего музыка Тищенко примыкает к творчеству Д.Д. Шостаковича, у которого Тищенко учился в аспирантуре Ленинградской консерватории и с которым до конца жизни великого мастера находился в дружеских отношениях.
Музыка Тищенко передает картину современного мира, воспринятую и запечатленную в гармонии резчайших контрастов. Катаклизмы мира внешнего полно отражаются и в строе внутренней жизни человека, которую композитор пристально исследует в своем творчестве.
Борис Тищенко - автор трех сонат для виолончели соло. В данном сборнике публикуются Первая и Вторая сонаты.
Две публикуемые сонаты (1860, 1879) относятся к разным периодам творчества композитора. Объединяет их крайне субъективный характер высказывания, глубокий эмоциональный подтекст в пику расчетливому виртуозному письму, сложный, концептуальный музыкальный сюжет.
И все же в музыкальном отношении первая, пятичастная соната представляется более открытой слушателю, более традиционной. Быть может, дело в том, что в контрастно-составной драматургии цикла «пальма первенства» остается за многоликой лирикой, предстающей здесь во множестве оттенков: от трепетной, беззащитной, до теплой, душевной. В разных своих ипостасях (часто и вовсе без гармонической поддержки) этот лирический поток преобразуется в очень мелодичную, истинно русскую тему, вызывающую ассоциации с лирической протяжной песней (в смысловом центре сонатного цикла - третьей части).
Масштабные лирические эпизоды «разбивают» более действенные - «разорванная» отрывистая речитация второй части и драматически-тревожная, пульсирующая моторика четвертой, - после чего в почти первозданном виде возвращается материал первой части.
Музыкальный язык второй сонаты гораздо более сложен. Во главе угла здесь - одноголосное экспонирование темы, исключительная формообразующая и смысловая роль одноголосия, «бесконечное» развертывание монодии. Цикл состоит из трех частей (крайние из которых, традиционно более действенные, обрамляют сдержанную середину). В сонате много «дышащей» тишины, вплетающейся в отрывистую драматургическую канву наравне со звучащим пространством. Каждая из частей начинается с долгого зачина-«разгона» - тематического зерна, из которого произрастает дальнейшее развитие, захватывающее очень широкий эмоциональный диапазон. И все это, опять же, происходит в жестких рамках именно монодийного развертывания.
Пожалуй, самая сложная задача для исполнителя - собрать воедино весь микротематизм, постепенно складывающийся в единую декламационную цепь. Весь смысл грамотной интерпретации сонаты сводится к тому, чтобы пропеть, «прожить», артикуляционно прочувствовать и грамотно произнести каждое интонационно звено этой цепи.
Издание рекомендуется концертирующим виолончелистам, а также студентам консерваторий и учащимся музыкальных училищ и колледжей.