Александр Тихонович Гречанинов достойно принадлежит к той плеяде русских гениев, начало которой положил М. Глинка. Он прожил огромную, даже по современным меркам, жизнь. Свою Демественную литургию композитор писал в своем родовом гнезде, на Пресне, во время октябрьских боев 1917 года. Отрезанный от всего мира, без света, воды, еды, друзей, при свете коптящей свечи, он создавал музыку о судьбе России, о собственной жизни, которая была на волоске от гибели, и музыка эта вырастала до глобальный обобщений о всемирном потопе и разломе, драматичная, театрально-выразительная. Премьера Литургии в 1918 году, в промерзшем московском зале, прошла незамеченной. Позднее, в 1926 году, в Париже, в исполнении хора и Ф. Шаляпина, под управлением автора, она вызвала шквал аплодисментов, в 1929-м — с триумфом прозвучала в Метрополитен-опера (Нью-Йорк). В России же музыка ждала своего воплощения долгих семьдесят лет. Ее вторая премьера состоялась в исполнении Хора любителей пения и детского хора Петербургского радио под управле