О СБОРНИКЕ:
"Боровлянская тетрадь" - четвертый сборник фортепианных пьес, созданный в недавнем прошлом педагогом Курганской музыкальной школы N 1, музыковедом и композитором Игорем Алексеевичем Парфеновым, автором двух симфоний, концертов для скрипки и фортепиано, романсов и песен.
Сборник, музыкальный материал которого накапливался с лета 1966 года и возникал во время лесных прогулок и работы на пленере над живописными этюдами в окрестностях поселка Стеклозавод Белозерского района, - исповедь музыканта, отражение его восприятия жизни, его переживаний от общения с миром природы. Не претендуя на оригинальность, каждая пьеса, между тем, глубоко индивидуальна, ибо еe музыка воплощает поэзию конкретных увиденных картин весеннего пейзажа, тихих речных заводей, запаха скошенного сена в молодых копнах или близкой сердцу грусти золотой осени.
Еще одна особенность "Боровлянской тетради" - основной лейтмотив, проходящий через весь сборник, - две контрастирующие темы весны и осени, объединенные несколькими небольшим пьесами, посвященными лету. Лишь три пьесы "Первые снежинки", "Северные облака" и "Снежный вальс" отражают зимнее время года.
"Боровлянская тетрадь" продолжает цель предыдущих сборников: дать методические рекомендации для фортепиано педагогам-пианистам детских музыкальных школ и школ искусств. Создавая пьесы, посвященные зауральской природе и, продолжая лучшие традиции Чайковского, Лядова, Римского-Корсакова и Глазунова, также, как и в других сборниках "Детский альбом", "Маленькие сюиты", "Домик в Клину", И.А. Парфенов использует богатый арсенал возможностей фортепиано.
В сборнике фортепианных пьес используются и танцевальные формы. Так, пьеса "Элегия", рисующая осенний пейзаж, написана в форме неторопливой и кантиленной мазурки, a пьеса "Paдость весны" в форме скерцо-тарантеллы. Есть в "Боровлянской тетради" и произведения, написанные в полифонической форме. Таковы "Прелюдия", "Сарабанда", "Аллеманда" и "Гавот".
Следует специально отметить, что для удобства работы над фортепианными пьесами, они расположены по степени трудности изучения, начиная с 5-го до 7-го классов детских музыкальных школ. Педагог вместе с учеником, выбрав пьесу, могут смело экспериментировать, соблюдая темп и динамику музыки, a также приемы легато и стаккато.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Вновь посетил я этот уголок
- Радость весны
- Подснежник
- Лесная фиалка
- Весенний ноктюрн
- Весенние мечты
- Весеннее половодье
- Тихое утро
- В березовой роще
- Всходит месяц над лугами
- Портрет
- Край мой Боровлянский
- Импровизация
- Куда плывут облака
- В манере Шопена
- Осенняя песенка