Учебное пособие Ю.Г. Ястребова "Алгоритмы теории музыки" относится к разряду инновационных методик изучения такой, казалось бы, сухой дисциплины, какой является элементарная теория музыки. Однако благодаря методу алгоритма, положенного в основу пособия, вместо пугающей связки ключей дан один ключ для открытия многих "замков" музыкально-теоретического цикла дисциплин.
Пособие адресовано широкому кругу изучающих основы музыкальной грамоты: учащимся начального звена, сектора педагогической практики средних и высших учебных заведений, а также тем, кто вынужден изучать теорию музыки экстерном.
ОТ АВТОРА:
Видимо, нет смысла доказывать важность и значимость дисциплин музыкально-теоретического цикла в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, поскольку педагогу-инструменталисту, как пишет Г. Нейгауз, "приходится быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано“.
Отчего же тогда некоторые вчерашние выпускники средних специальных учебных заведений, не говоря уже о выпускниках музыкальных школ и лицеев, буквально входят в ступор от, казалось бы, элементарных вопросов по элементарной (извините за тавтологию!) теории музыки. Например:
- а) какая тональность имеет четыре бемоля?
- б) сколько ключевых знаков имеют тональности си мажор и си минор?
- в) почему фа-диез и си-бемоль являются первыми среди ключевых знаков в диезных 14 бемольных тональностях?
Стремление достичь положительного результата за максимально короткий срок и с наименьшими затратами - вожделенная мечта не только обучающихся, но и обучающих. Во всяком случае, к этому стремились педагоги прошлого и настоящего времени. Одним из путей в достижении этой цели является метод алгоритмов, который до недавнего времени был прерогативой точных наук - математики, геометрии, тригонометрии, алгебры. Однако история свидетельствует о том, что к этому методу имеют прямое отношение и гуманитарные науки. Так, к примеру, уже древние греки поверяли алгеброй гармонию.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Глава 1. Алфавит (Нотная азбука)
- Глава 2. Интервалы
- Глава 3. Секунда
- Глава 4. Терция
- Глава 5. Кварта и квинта
- Глава 6. Септаккорды
- Глава 7. Кварто-квинтовый круг тональностей
- Глава 8. Главные и побочные трезвучия
- Глава 9. Основы гармонизации мелодий
- Глава 10. Задания для самостоятельной работы