Четвертая соната фа-диез мажор, соч. 30, сочинена в 1901–1903 годах, опубликована издательством М. П. Беляева в 1904. Это, безусловно, самая популярная и часто исполняемая из сонат Скрябина. Открывающая период творческой зрелости композитора, она может быть отнесена к числу вершинных его достижений.
Содержание сонаты сформулировано в отдельной программе (она написана по следам музыки и одобрена автором). Соната отмечена предельной концентрированностью и напряженностью развития образов, глубоким контрастом между медленной (созерцание далекой и манящей «голубой звезды», в соответствии с программой) и подвижной (экстатический «полет к звезде» и достижение «моря света») частями.
Сонату исполняли и записывали многие замечательные пианисты: Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Самуил Фейнберг, Станислав Нейгауз, Джон Огдон, Владимир Ашкенази, Борис Берман, Григорий Соколов, Марк Андре Амлен...
Рекомендуется концертирующим пианистам, а также педагогам и студентам музыкальных колледжей, училищ, консерваторий. Соната входит в программу по музыкальной литературе во многих средних специальных учебных заведениях.
Содержание сонаты сформулировано в отдельной программе (она написана по следам музыки и одобрена автором). Соната отмечена предельной концентрированностью и напряженностью развития образов, глубоким контрастом между медленной (созерцание далекой и манящей «голубой звезды», в соответствии с программой) и подвижной (экстатический «полет к звезде» и достижение «моря света») частями.
Сонату исполняли и записывали многие замечательные пианисты: Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Самуил Фейнберг, Станислав Нейгауз, Джон Огдон, Владимир Ашкенази, Борис Берман, Григорий Соколов, Марк Андре Амлен...
Рекомендуется концертирующим пианистам, а также педагогам и студентам музыкальных колледжей, училищ, консерваторий. Соната входит в программу по музыкальной литературе во многих средних специальных учебных заведениях.