Третья соната фа-диез минор, op. 23, сочинена в 1897—1898 годах, опубликована издательством М. П. Беляева в 1898. Первое исполнение сонаты состоялось в Москве 23 ноября 1900 года, играл Всеволод Буюкли. Это монументальное и цельное произведение; по высказыванию исследователя Скрябина и одного из его друзей Евгения Гунста, «Третья соната является кульминационным пунктом развития первого периода творческой деятельности Скрябина».
Существует программа сонаты, которую нередко называют авторской (соната получила подзаголовок «Состояние души», Etats d'ame). Ныне установлено, что программа была написана второй женой композитора, Татьяной Шлёцер, на французском языке много позже создания сонаты.
Рекомендуется концертирующим пианистам, а также педагогам и студентам музыкальных колледжей, училищ, консерваторий.
Существует программа сонаты, которую нередко называют авторской (соната получила подзаголовок «Состояние души», Etats d'ame). Ныне установлено, что программа была написана второй женой композитора, Татьяной Шлёцер, на французском языке много позже создания сонаты.
- Allegro drammatico (Душа свободная, дикая, страстная)
- Allegretto (Душа, утомленная страданиями; она нашла мнимый, кратковременный отдых)
- Andante (Душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум)
- Presto con fuoco (В борьбе и буре стихий бьется в упоении душа)
Рекомендуется концертирующим пианистам, а также педагогам и студентам музыкальных колледжей, училищ, консерваторий.