Народные песни интересовали Петра Ильича Чайковского на протяжении всей его жизни.Особенный интерес проявился у П. Чайковского к народной песне в период его знакомства и дружбы с членами Московского артистического кружка (60 – 70-е годы), в число которых входили: драматург А. Н. Островский, артисты Садовские и другие страстные любители русского народного искусства.Первые 25 песен этого сборника были обработаны и переложены для фортепиано в четыре руки П. Чайковским осенью 1868 года по заказу нотоиздателя П. Юргенсона. По собственному признанию П. Чайковского (письмо Балакиреву от 30-го декабря 1868 г.), мелодии 23 песен этого сборника были заимствованы им из сборника «100 русских песен, записанных с народного напева, аранжированных для одного голоса с аккомпанементом фортепиано» К. Вильбоа. Гармонизации песен Вильбоа П. Чайковский не придерживался. В некоторых песнях он существенно изменил и самую мелодию. Песня № 23 «На море утушка купалась» сообщена П. Чайковскому драматургом А. Н. Островским «кажется в 186